Называются дни недели на масленице. Название дней масленичной недели

Название дней масленичной недели

Последняя неделя перед Великим постом называется Сырной седмицей, Масленицей. После нее уже начинаются приготовления к Пасхе. Масленица справляется за семь недель до Пасхи.

Масленица - это самый веселый, самый разгульный и поистине всеобщий праздник.

Традиция отмечать праздник Масленицы уходит корнями в языческие времена. У древних славян этот праздник символизировал проводы зимы, а отмечали его четырнадцать дней. В народе любили его и называли ласковыми словами: «честная Масленица», «веселая», «касаточка», «перепелочка», «переберуха», «ясочка». С внедрением христианской религии были попытки искоренить языческий праздник, но церковникам удалось лишь перенести его сроки (обычно это конец января — начало марта) и сократить до восьми дней.

Вся масленичная неделя называлась мясопустной, это означало полный отказ от мясного. Это своеобразная подготовка к последующему Великому посту, который длится семь недель, до самой Пасхи. Но запрет на мясо не означал отказа от других скоромных продуктов, поэтому едят молоко, сыр, творог. Поэтому масленичная неделя получила название «Сырная». Кроме того, не воспрещается рыба.

Но главным атрибутом этого праздника на Руси всегда считались блины . Есть такая поговорка: «Без блина не Маслена, без пирога не именинник». Впрочем, украинцы и белорусы часто на Масленицу блинов не пекли, заменяя их варениками с сыром или теми же блинами, но из гречневой муки.

Блины пекли в течение всей масленичной недели (она еще называлась блинницей или блинщиной). По традиции первый испеченный блин клали на слуховое окошко за упокой родительских ДУШ, говоря при этом: «Честные родители наши, вот для вашей Душки блинок!» Иногда первый блин не кладут на окно, а отдают нищим, сопровождая просьбой помянуть усопших.

Писатели и историки отмечают, что Масленица всегда праздновалась с большим размахом, в празднестве участвовали все, независимо от возраста и социального положения. Вспомним, как Пушкин писал об этом празднике в «Евгении Онегине».

Они хранили в жизни мирной

Привычки милой старины;

У них на Масленице жирной

Водились русские блины...

А. Пушкин. «Евгений Онегин»

В течение масленичной недели проводились разного рода обряды и празднества, причем в определенной последовательности. Это можно проследить по названиям дней Масленицы.

Понедельник назывался встречей . В этот день из соломы делали чучело Масленицы, одевали его в старую женскую одежду, а затем, посадив его на шест, катали его по деревне в санях. Затем Масленицу ставили на снежной горе, где начиналось катание на санях. В день встречи пелись веселые песни:

А мы Масленицу встречали,

Повстречали, душа, повстречали,

На горушке побывали,

Побывали, душа, побывали.

Блином гору выстилали,

Выстилали, душа, выстилали.

Сыром гору набивали,

Набивали, душа, набивали,

Маслом гору поливали,

Поливали, душа, поливали...

Распространены были «величальные» песни в честь Масленицы:

Дорогая наша Масленица,

Авдотьюшка Изотьевна,

Дуня белая, Дуня румяная,

Коса длинная, триаршинная,

Лента алая, двуполтинная,

Платок беленький, новомодненький,

Брови черные, наведенные,

Шуба синяя, ластки красные;

Лапти частые, головастые,

Портянки белые, набеленные!

Вторник назывался заигрышем . В этот день начинались различные увеселения: катания на санях, народные гулянья, представления. По улицам ходили толпы ряженых, они же катались по городу на тройках и на простых розвальнях. На улицах ставили балаганы, где давались представления во главе с Петрушкой и масленичным дедом, устраивались и домашние концерты. Некоторые катались с горок.

Екатерина II после своей коронации в Москве дала народу на Масленице маскарад, режиссером которого был известный актер XVIII века Федор Волков.

Насмотренье маскарада и на вечернее катание с гор приглашались и простые, и знатные люди.

Среду называли лакомкой . С этого дня начинались пиршества во всех домах. Гостей угощали блинами, накрывали столы, в деревнях в складчину варили пиво. Повсюду появлялись шатры, торговые палатки, торгующие горячими сбитнями (напитки из воды, меда и пряностей), калеными орехами, пряниками. Здесь же продавали чай из кипящего самовара.

Четверг — разгул, перелом, широкий четверг : на этот день приходилась середина игр и веселья. В этот день проходили так называемые кулачки — кулачные бои, известные еще с Древней Руси. По правилам нельзя было закладывать в кулак тяжелое, бить лежачего, нападать нескольким людям на одного, бить ниже пояса или по затылку. Тех, кто нарушал это правило, строго наказывали. Биться можно было «стенка на стенку» («коллективные бои») или «сам на сам» (один на один), вести так называемые «охотницкие» бои для знатоков, любителей таких поединков.

И все-таки это были скорее не серьезные соревнования, а веселая игра, праздник, которому, естественно, соответствовала и одежда.

Пятница называлась тещиными вечерами . Целый ряд масленичных обычаев был направлен на то, чтобы ускорить свадьбы, содействовать холостой молодежи найти себе пару.

Очень много внимания уделялось молодоженам. По традиции они, нарядившись, выезжали в расписных санях, посещали всех гостей, которые были у них на свадьбе. Также они под песни катались с ледяной горы. Зятья в этот день должны были посетить тещу, которая должна была испечь блины и хорошо угостить зятя. В некоторых местах «тещины блины» происходили на лакомки, т- е. в среду на Масленой неделе, но могли приурочиваться к пятнице.

Если зятья навещали тещ в среду, то в пятницу уже зятья должны были пригласить тещу на блины — этот обычай носил название «тещины вечерки». В пятницу же приглашали и бывшего дружку, который выполнял те же обязанности, что и на свадьбе, и получал за свои хлопоты подарок. Теща, которую приглашал зять, должна была еще с вечера прислать зятю все необходимое для печения блинов: сковороду, половник и пр., а тесть посылал мешок гречневой крупы и коровье масло. Неуважение зятя к этому событию считалось позором и было поводом к вечной вражде между ним и тещей.

Суббота — золовкины посиделки : к молодым невесткам приходили родные. Как видим, каждый день масленичной недели сопровождался особым застольем.

Воскресенье — проводы, целовник, Прощеный день, Прощеное воскресенье . Этим днем завершается масленичный цикл. Если в течение года люди чем-либо оскорбили друг друга, в Прощеное воскресенье они просили прощения. Встретившись, люди приветствовали друг друга поцелуем, и один из них говорил: «Прости меня, пожалуй». Второй же отвечал: «Бог тебе простит!» — и на этом все обиды заканчивались.

С той же целью в Прощеное воскресенье ходили на кладбище, оставляли на могилах блины, молились и поклонялись праху родных.

В воскресенье масленичной недели чучело — «сударыню - Масленицу» ставили на сани, рядом с ним садилась красивая девушка. В сани впрягались трое молодых парней, которые везли Масленицу по улицам. Сани с чучелом сопровождала вереница саней — так называемый масленичный поезд. За околицей зажигали большой костер, давали Масленице блин, а затем торжественно сжигали на костре. При этом приговаривали: «Гори, блины, гори, Масленица!» Блины тоже бросали в костер, как бы принося в жертву для будущего плодородия. Чучело Масленицы сжигали в знак проводов зимы и встречи весны.

Это хорошо выражено в пьесе-сказке «Снегурочка» А.Н. Островского. Думая о весне, крестьяне-берендеи пели:

Масленица-мокрохвостка!

Поезжай долой с двора,

Отошла твоя пора!

У нас с гор потоки,

Заиграй овражки,

Выверни оглобли,

Налаживай соху!

Весна-красна,

Наша ладушка пришла!

В прощальных песнях, которые поют в воскресенье Масленицы, уже появляются грустные нотки. Масленицу укоряют в том, что она обманула людей, разорила их, все поела, а теперь они вынуждены соблюдать Великий пост. Но все же основным содержанием является уход зимы — «Полно, зимушка, зимовать». Отмечали этот праздник зимы, чтобы поблагодарить ее за все хорошее, что она дала. В то же время ее гнали вместе с морозами, с нетерпением ожидая весну.

С давних времен все дни недели Масленицы имели определенные названия и значения. Праздничная неделя делилась на Узкую Масленицу, включающую в себя 3 первых дня, и Широкую, которой отвели оставшиеся 4 дня. В первую половину наряду с праздничными мероприятиями разрешалось вести работы по хозяйству, а во вторую уже никто не работал — все предавались праздничным утехам в полную силу.

Главный атрибут Масленицы — блины. Их пекли все 7 праздничных дней.

Праздником прощались с долгой зимой, встречали красавицу-весну, а блины символизировали солнце. И по сегодняшний день сохранилась добрая традиция печь на Масленицу блины.

7 дней Масленицы

Свое название имеет каждый день Масленой недели. За ними были закреплены и устоявшиеся обряды, которые проводились в определенной последовательности. Устраивались шумные веселые празднования, где обязательно присутствовали и молодые, и пожилые. Названия дней соответствовали их значению:

  • понедельник — Встреча;
  • вторник — Заигрыши;
  • среда — Лакомка;
  • четверг — Разгул;
  • пятница — Тещины вечерни;
  • суббота — Золовкины посиделки;
  • воскресенье — Прощеный день.

Обычаи Масленицы по дням недели современный человек уже не соблюдает, а когда-то люди не только знали все о празднике, но и следовали традициям. Первый день праздника, понедельник, был отведен под встречу Масленицы. В этот день родственники встречались друг с другом. С утра невестка, отпросившись у свекрови и свекра, отправлялась в отчий дом проведать родителей, а вечером и родители мужа приходили в гости к сватам.

Вторник был отведен под игры, забавы, безудержное веселье. Заигрыши знаменовались тем, что молодые парни присматривали себе невест, и девушки не оставались в стороне, украдкой заглядываясь на будущих женихов. Начиналось сватовство, а на Красную горку игрались свадьбы.

По средам тещи зазывали в гости зятьев и угощали их блинами, поэтому и имя у этого дня такое вкусное — Лакомка. А по вечерам к ним присоединялись другие родственники и пели песни, славящие заботливых мам, разыгрывали разные веселые сценки. На четвертый день, в Разгул, устраивались катания на санях, шуточные бои, прочие веселые обряды, а наряженные детишки колядовали.

После тещиных угощений зятья старались отблагодарить их. По пятницам тещи гостили у зятьев, которые угощали их блинами и сладостями. А суббота предназначалась для угощения родни мужа: молодая невестка приглашала их к себе в гости, а золовок (это сестры мужа) даже одаривала подарками.


В Прощеное воскресенье все просили друг у друга прощение, молодожены одаривали подарками родителей. Завершалась шумная Масленица сжиганием чучела, служащего символом долгой зимы, которой пришел конец.

Во все дни Масленой недели пеклись вкусные и сытные блины. Их ели дома, в гостях, на уличных гуляниях. И сейчас почти в каждой семье обязательно существует традиция — хотя бы один раз за неделю непременно полакомиться блинами, и даже если кто-то сидит на диете, он может это сделать без угрызений совести.

Какие блины испечь в праздничную неделю

Каких только блинов не стряпали в старину хозяйки! Выбирались самые вкусные и непременно сытные рецепты: невероятно пышные или кружевные тоненькие, из пшеничной муки или из овсяной, на закваске или дрожжевые. И сейчас любая хозяйка сможет порадовать своих родных, если испечет разные блины на Масленицу по дням недели.

Начинать неделю лучше всего с обычных блинов, рецепт которых известен любой хозяйке.

И даже у тех, кто не имеет особого опыта в выпечке, они всегда получаются. Их можно есть с маслом или сметаной, вареньем или медом. Такие блины можно подавать с любой начинкой. В праздничный понедельник будет уместно все.

В Заигрыш, когда царило всеобщее веселье и молодежь присматривалась друг к другу, выбирая себе будущих супругов, непременным угощением были блины с чем-то сладким. И современной хозяйке легко устроить для своих домашних сладкий ужин, угостив их, например, шоколадными блинами.

На Лакомку тещи старались повкуснее и посытнее накормить своих зятьев. А они отвечали взаимностью, напевая: «Теща ласковая, печет блины масленые». И современная теща при желании сможет удивить мужа дочери аппетитным блюдом, если испечет блины с чем-то сытным, например, с ветчиной.


В Разгул все веселились и развлекались, продолжая лакомиться вкусными блинами. Следуя традициям, в четверг надо приготовить что-то оригинальное и не требующее много времени, чтобы оставить его на праздничные веселья. Испечь можно обычные блины, добавив в тесто кусочки сыра и укроп.

Зная, как называются дни недели Масленицы, можно догадаться, что в пятницу блины должен готовить зять, чтобы накормить ими тещу. Хорошая жена непременно поможет своему мужу, тем более что угощать придется свою маму. А для любимого человека можно испечь пышные дрожжевые блины.

Масленица является подвижным праздником, дата которого связана с Пасхой. Пасха не может отмечаться ранее 4 апреля и позже 8 мая. Соответственно, Масленица может быть в феврале или марте.

О Масленице

Масленицу празднуют в последнюю неделю перед Великим постом. Народ Масленицу (сырную неделю, сыропустную седмицу) называет широкой, веселой, обжорной, пьяной, разорительницей, госпожой Масленицей или барыней Масленицей. В языке закрепилось выражение: «Не житье, а масленица», что подразумевает сытую веселую жизнь в эту неделю. Правда, с оговоркой: «Не все коту масленица, будет и Великий пост» (В.И. Даль). Во времена язычества у славян существовал праздник, связанный с приходом весны. День проводов надоевшей зимы сопровождался плясками, обильной едой и сжиганием соломенной куклы, богини зимы Марены. Горсть пепла распыляли на поле или в огороде, чтобы родился хороший урожай.

До нас дошли легенды, связанные с Масленицей. Интересна одна из таких историй. У Мороза, жившего на холодном Севере, родилась доченька. Когда она подросла, то часто подходила к жилищам людей. Девушка пряталась за сугробами и никогда ни с кем не общалась. Поговаривали, что эту нежную красавицу можно увидеть только в морозную пору. Так продолжалось до тех пор, пока однажды в тяжкие холодные и голодные времена люди, забывшие про радость и веселье, не обратились к дочери Мороза с просьбой о помощи. Дочь Мороза их услышала и вышла из леса. Вопреки всем ожиданиям, она оказалась дородной бабой-хохотуньей с озорными глазами и румянцем на щеках. И такое веселье с играми, кулачными боями и обжорством устроила, что всем это очень понравилось. С тех пор Масленицу стали каждый год приглашать.

Христианство сохранило многие элементы старого праздника. Но с некоторыми ограничениями. Так, в масленичную неделю, которая называется сыропустной седмицей, нельзя есть мясо. Допускаются яйца, рыба, молочные продукты, сливочное масло, сладости, мучные изделия и многое другое.

Масленичная неделя день за днем

Масленичная неделя была строго регламентирована. В деревнях в первый день Масленицы родственники и соседи специально собирались, чтобы обсудить «план». В городах тоже следовали традициям празднования Масленицы. Конечно, жизнь постоянно вносила свои коррективы, но общий характер праздника оставался прежним.

В субботу (накануне масленичной недели ) поминали усопших родственников. Блины в этот день были не только символом поминовения, но и прощания с зимой, «солнышком». Начинались первые забавы «малой Масленки». Детишки и девушки с парнями скатывались с горок. А мужиков, которые с базара возвращались, дети грозно спрашивали: «Везешь ли Масленицу?» И со смехом лаптями били, если те отвечали: «Нет».

Воскресенье перед Масленицей называлось мясным. В этот день звали гостей или сами их навещали. Готовили мясо («барана доедали») и всех гостей угощали. Впереди ожидалась сырная неделя с блинами, вином и водкой. Считалось, что «на Маслену не пить — Бога гневить».

Понедельник. Встреча Масленицы. Масленицу первой детвора встречала. Ребятишки распевали приветствия-скороговорки и, раскинув руки, бежали навстречу Масленице. Они оповещали всех, что Масленица приехала! В столице все делалось солидно. Сам царь Петр Первый Масленицу открывал. После этого качался на качелях вместе с офицерами. Устраивались шутовские представления и санные катания на лошадях с бубенцами. В понедельник было много разных представлений, связанных со встречей Масленицы.

С этого дня многие люди уже не работали. Дел и без того было много: нужно успеть закупить рыбу, водку, крупу, муку, сладости, обновки бабам и подарки детишкам. А за ними приходилось на базар или в соседнее село ехать. Семья к Масленице загодя готовилась: денежки откладывала и продукты запасала. Грехом считалось Масленицу не отметить, душу не потешить, гостей не угостить. С этого дня разрешалось наряжать чучело Масленицы. Все хозяйки пекли блины. Первый блин отдавали нищим, чтобы они помолились об усопших.
С понедельника до четверга в городах и деревнях шли гуляния. А как царские дворы веселились! Устраивались катания с горок, маскарады, фейерверки и пиршества. Было шумно и весело. Грохотали пушки, и ревели медведи на привязи. К Масленице сооружали ледяные горки, которые старались ярко украсить. В городах — ледяными фигурами и фонариками, в деревнях — срубленными деревцами и ветками, к которым привязывали лоскутки яркой ткани. Были и импровизированные бои за взятие снежного городка.

Вторник имел особое название — заигрыш. День тоже проходил весело: ели блины и катались с горок.

Среда называлась лакомкой, когда все объедались блинами. Зятья приходили на блины к теще. Заглядывали и соседи.

Четверг считался широким, разгульным днем, Масленица набирала обороты. К этому дню (иногда к пятнице) изображение Масленицы должно было быть готово. Чаще всего делалась не кукла, а соломенное чучело, наряженное в женскую одежду. Масленицу по деревням возили на санях, украшенных лентами, лоскутками ткани, еловыми ветками и бумажными цветами. Веселились, как могли. Помимо общего чучела Масленицы во многих домах делали свои. Ставили их перед избами или привязывали к забору. Широкая масленица тещиными блинами знаменита.

С четверга народ на лошадей пересаживался. Самым популярным занятием в это время становилось катание на санях. Тройки лошадей имели расписные дуги с бубенцами и цветными лентами. Украшали и деревенские дровни, которые заранее ремонтировали и чистили. Мужикам нередко приходилось много верст проехать, чтобы попасть на массовые катания. Упоминается, что в одном торговом селе Вологодской области на Масленицу собиралось до 600 повод с лошадьми! Во время катаний все старались своим достатком похвастаться. У одних лошадь оказывалась быстрее, у других — шуба богаче. Пишут, что девушки даже варежки на руки не надевали, чтобы люди могли их кольца сосчитать.

Нельзя не упомянуть кулачные бои: один на один или стенка на стенку. Нередко такие сражения заканчивались массовыми драками с серьезными увечьями.

Пятница — тещины вечерки. В этот день зятья приглашали тещ к себе в гости, чтобы блинами угостить. Со временем тещи сами стали угощать родственников блинами. В пятницу чучело Масленицы подправляли и устраивали с ним шествие. Пели веселые песни и катались на санках. Спускали с горок Масленицу, накрепко привязанную к салазкам. На ночь ее прятали в сарае.

Суббота — золовкины посиделки. Невестки золовкам (сестрам мужа) дарили какой-нибудь подарок. В этот день чучело Масленицы усаживали на сани, в которые впрягали лошадь. Коней полагалось наряжать по-праздничному. Сани с Масленицей возили по деревни, останавливались, чтобы поесть и выпить. В субботу начинали готовить костер для проводов Масленицы.

Прощеное воскресенье

Воскресенье (сыропустное воскресенье). Этот день в народе называли целовальником, Прощеным воскресеньем или проводами Масленицы. Просили прощения у живых и умерших. Считалось, что в этот день нужно успеть побывать на кладбище, чтобы попросить прощение за причиненные обиды и оставить блины на могилках умерших родственников. В Прощеное воскресенье родственники и соседи друг другу в ноги кланялись, целовались и прощения просили. Не только у людей, но и у Бога. На просьбу простить следовало отвечать: «Бог простит». Смысл заключался в том, чтобы перед Великим постом у людей не осталось обид, их совесть очистилась, а на душе стало спокойно.

Сжигание Масленицы

В воскресенье провожали Масленицу. Если костер накануне не успели приготовить, то складывали его утром. Чучело Масленицы на шесте водружали в центре костра. Иногда в этот день устраивали целые представления, связанные с уходом зимы. Недалеко от костра накрывали столы: угощались блинами, сладостями, пили вино и водку. При этом обязательно вспоминали Масленицу. Одни благодарили ее за веселый праздник, другие, по суеверным соображениям, больше ругали. Но все надеялись, что с уходом Масленицы кончится зима, весне дорогу освобождая. Когда зажигали костер, то появлялась возможность кинуть в огонь какой-нибудь предмет, прихваченный из дома, чтобы все семейные беды сгорели вместе с Масленицей.

Сырная неделя часто заканчивалась баней. Со следующего дня начинался Великий пост .

© А.Анашина. Блог , www.сайт

© Сайт , 2012-2019. Копирование текстов и фотографий с сайта pоdmoskоvje.cоm запрещено. Все права защищены.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-143469-1", renderTo: "yandex_rtb_R-A-143469-1", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Масленица - это самый раздольный, самый разгульный и поистине всеобщий праздник. Веселое прощание с холодной, надоевшей зимой и одновременно встреча долгожданной весны, солнца и тепла! Древние славяне устраивали проводы зимы и встречу весны в честь языческого бога плодородия и скотоводства Велеса. После принятия христианства этот праздник на Руси сохранился, а с XVI века он стал называться Масленицей. Ведь на этой неделе, последней перед Великим постом, по православному обычаю мясо есть уже нельзя, а масло и другие молочные продукты - еще можно.

В традиционном быту всегда считалось, что человек, плохо и скучно проведший масленичную неделю, будет неудачлив в течение всего года.
Безудержное масленичное чревоугодие и веселье рассматривалось как магическое предвестие будущего благополучия, процветания и успеха во всех деловых, домашних и хозяйственных начинаниях.

Масленица была принята Православной Церковью как религиозный праздник под названием сырной или «мясопустной» недели. В эту неделю Церковь приводит верующим на память изгнание прародителей из рая за непослушание и невоздержание, чтобы нагляднее представить всю важность предстоящего подвига поста.
С субботы уже начинали праздновать "малую Масленку". Ребятишки группами бегали по деревне и собирали лапти, потом встречали возвращающихся с покупками из города или с базара вопросом "Везешь ли Масленицу?" Кто отвечал: "Нет", того били лаптями. В этот же день ребята с особым азартом катались с гор: существовала примета - кто дальше прокатится, у того в семье лен уродится длиннее.

Последнее воскресенье перед масленицей носило название "мясного воскресенья". Было принято наносить визиты родственникам, друзьям, соседям и приглашать в гости на масленицу. В "мясное" воскресенье тесть ездил звать зятя "доедать барана".
"Заговляюсь на сыр да на масло"- говорили в вечер перед «масляной».
Масленичная неделя была буквально переполнена праздничными делами; обрядовые действия, традиционные игры и затеи до отказа заполняли все дни. Сил, энергии, задора хватало на все, поскольку царила атмосфера предельной раскрепощенности, всеобщей радости и веселья.
Вся неделя именовалась "честная, широкая, веселая боярыня-масленица, госпожа масленица". Масленицу нередко открывали ребятишки, которые сооружали снежные горы и скороговоркой произносили приветствие масленице: "Звал - позывал честной Семик широкую Масленицу к себе в гости во двор. Душа ль ты моя, Масленица, перепельные косточки, бумажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь! Приезжай ко мне в гости на широк двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться…». После этой встречи ребятишки сбегали с гор и кричали: "Приехала Масленица! Приехала Масленица!". Каждый день масленичной недели имеет свое собственное название и значение:

ПОНЕДЕЛЬНИК - ВСТРЕЧА

На встречу наряжали соломенное чучело Масленицы. Утром свекор со свекровью отправляли невестку на день к отцу и матери, а вечером сами шли в гости к сватам. Договаривались о времени и месте гуляний. В этот день заканчивали строить снежные города, качели, балаганы.

Без блинов не масленица, без пирогов - не именины. В течение всей масленичной недели положено угощать блинами. Блин как символ солнца ритуально съедался во славу Весны и плодородия земли. Считалось, что чем больше съешь их за неделю, тем богаче и сытнее будешь жить в наступившем году. Поэтому и пекли их в старину по-разному — из различных сортов муки, обычно из гречневой или пшеничной, из дрожжевого или пресного теста, а то и разной формы (круглые, прямоугольные и т. д.). На Масленицу обязательно пекли хворост, пирожные, печенье, пироги, готовили разные творожные смеси. Во многих семьях блины начинали печь с понедельника. Каждая хозяйка имела свой рецепт приготовления блинов и держала его в секрете от соседей. Блины пеклись большие - во всю сковородку, или с чайное блюдце, тонкие и легкие. К ним подавались разные приправы: сметана, варенье, мед, масло, икра. Ели блины и с семгой, и с навагой, и со знаменитым припеком, сыром, огурцами, творогом, рублеными яйцами и запивалось все это сбитнем, пивом или вином.

На масленице - первый блин за упокой.
Действительно, первый блин, испеченный на масленой неделе, клали на слуховое окошко "для душ родительских" со словами:
- Честные родители наши, вот для вашей душки блинок!

Кое-где первый блин отдавали нищим, чтобы они помянули всех усопших. Русская масленица всегда славилась блинами, их качеством и количеством.

Центральной фигурой все же оказывалась сама «Масленица» - кукла из соломы или лыка, но обязательно использовали дерево — тонкий ствол березы. Солома, как и дерево, олицетворяла буйную силу растительности. Куклу наряжали в кафтан, шапку, опоясывали кушаком, ноги обували в лапти, насаживали на шест и с пением возили на санях по деревне. Затем Масленицу устанавливали на снежной горке, и начинались катания. Или делали из тряпок женскую фигуру с длинной косой, одетую в девичий наряд. Фигура изображала девушку; к рукам этой фигуры прикрепляли помазок и блин - главные символы Масленицы. Одежда на кукле должна была быть с растительным рисунком. Куклу украшали лентами, искусственными цветами, вешали тесемки, завязывая которые, люди загадывали желания. Эти тесемки, чтобы желания сбылись, должны были сгореть вместе с куклой.

Бытовала и «Домашняя Масленица». Ее называли дочкой Масленицы (большой) или ее младшей сестрой. Она представляла собой небольшую, высотой 20—25 см, соломенную или лыковую куклу с белым тряпичным лицом.

«Домашняя Масленица» символизировала крепкий достаток и здоровое потомство молодой семьи. Она считалась сильным оберегом жилища, выполняя заветы хозяев дома. Хранили эту куклу в красном углу или у входа в жилище. В один из дней праздничной масленичной недели, когда молодые приходили к теще на блины, эту куклу выставляли в окнах или дворах. По традиции, «Домашней Масленицей» встречали жениха и невесту.

Масленица — вероятно, древнеславянское имя забытого мифологического персонажа, олицетворявшего мрак, ночь. Масленицу уничтожают, чтобы под щедрыми лучами солнца вырастить щедрый урожай нового года. Поэтому процессия проводов напоминает древний похоронный обряд: чучело жгут, как жгли покойников в древние дохристианские времена, что должно обеспечить не только плодородие, но и благотворно повлиять на скотину и здоровье людей.

Сопровождала Масленицу ряженая молодежь. Чаще всего рядились цыганами. Иногда рядом с Масленицей-чучелом садилась в сани женщина, изображающая Масленицу, которая за прядильным станком крутит масло. Поезд под смех и шутки односельчан проезжал по всей деревне и затем отправлялся в соседнее село.

ВТОРНИК - ЗАИГРЫШИ

С него начинались безудержные игры и потехи: катания на санях, народные гулянья. Центром праздничной масленичной площади были балаганы, катальные горы, всевозможные качели и карусели. В больших деревянных строениях давали представления с Петрушкой и Масленичным дедом. На сценах легких временных театров выступали профессиональные актеры, любители, а так же цирковые артисты.

Пожалуй, ни один праздник на Руси не обходился без веселых карнавальных шествий скоморохов. Они были не только музыканты, но соединяли в себе разные способы развлекать скуку толпы: одни играли на гудке, другие били в бубны, домры, третьи плясали, четвертые показывали народу выученных собак и медведей. Между ними были глумцы и стихотворцы-потешники, умевшие веселить народ прибаутками, складными рассказами и красным словцом. На Масленицу скоморохи и им подобные артисты, так сказать, «правили бал»: именно они руководили народными гуляньями, катанием, встречей и проводами Масленицы, игрищами и ярмарочными увеселениями.
Во вторник по дворам с обрядовыми песнями ходили «ряженные» в козьих масках и соломенных шапках с голым веником на длинном шесте. К прутьям этого веника за небольшую плату (обычно блинами) можно было привязать ленточку с наговором от недугов и прочих невзгод: уйдут ряженые и унесут вместе с веником все горести. С утра девицы и молодцы приглашались покататься на горах, поесть блинов. Молодежь в этот день собиралась в просторной избе для новых знакомств. Здесь парни высматривали невест, а девицы поглядывали украдкой на суженых.

СРЕДА - ЛАКОМКА

В этот день в каждой семье накрывали столы, пекли блины, в деревнях варили пиво. Повсюду появлялись торговые палатки. В них продавались горячие сбитни (напиток из воды, меда и пряностей), каленые орехи, медовые пряники. Здесь же, прямо под открытым небом, из кипящего самовара можно было напиться чаю. В среду выносили блины на улицу и угощали ими всех соседей и желающих.

Однако самым главным событием этого дня, было посещение тещи зятьями, для которых она пекла блины и устраивала настоящий пир (если зять был по душе, разумеется), а для забавы любимого зятя созывала всех родных. В некоторых местах «тещины блины» могли приурочиваться к пятнице. Если в среду зятья гостили у своих тещ, то в пятницу зятья устраивали "тещины вечерки" - приглашали на блины. "Являлся и бывший дружка, который играл ту же роль, как и на свадьбе, и получал за свои хлопоты подарок". Званая теща (существовал и такой обычай) "обязана была прислать с вечера все необходимое для печения блинов": таган, сковороды, половник, кадушку для опары, а тесть присылал мешок гречневой крупы и коровье масло. "Неуважение зятя к этому обычаю считалось бесчестием и обидой, и было поводом к вечной вражде между ним и тещей".

ЧЕТВЕРГ - ШИРОКИЙ ЧЕТВЕРТОК, РАЗГУЛ, ПЕРЕЛОМ

В этот день начиналось основное веселье: чучело возили по улицам, катались с ледяных гор, пели частушки, ходили колядовать, творили кулачные бои, разыгрывали «взятие снежного городка».

Возили на санях мужика с вином и калачами. Сходились в назначенное место пить пиво, брагу, вино и петь песни. К соломенному чучелу за околицей относили и складывали старые вещи. Сюда же приносили веник с наговорами и втыкали рядом.

Дети катались с гор во все дни масленицы, взрослые же присоединялись к ним позже, примерно со среды - четверга. Съезжали с гор на санях, на салазках, на обледенелых рогожах. Катанию с гор придавался особый смысл. В старину, например, существовал обычай "лучшим пряхам в семье кататься с гор на донцах, причем у той, которая дальше прокатится, будет самый лучший лен". Все поженившиеся пары деревни должны скатиться по одному разу. Катание с гор молодоженов сопровождалось песнями, которые пели в основном девушки, собравшиеся на горе и ожидающие своей очереди покататься. Как правило, со среды к катанью с гор и на лошадях активно подключается и неженатая молодежь.

Вообще катание на тройках наперегонки, под песни и гармонь, с шутками, поцелуями и объятьями - типично русское масленичное увеселение, в котором не принимали участие только младенцы да старики, уже не выходившие из дому.
Целый ряд масленичных обычаев был направлен на то, чтобы ускорить свадьбы, содействовать холостой молодежи, найти себе пару. Больше всего внимания и почестей оказывается на масленицу молодоженам. Традиция требует, чтобы они, нарядные выезжали "на люди" в расписных санях, наносили визиты всем, кто гулял у них на свадьбе; чтобы торжественно, под песни скатывались с ледяной горы.

ПЯТНИЦА - ТЕЩИНЫ ВЕЧЕРКИ

В этот день зятья угощали своих тещ, иногда - и всю родню. Зять обязан был с вечера лично пригласить тещу. Принарядившийся зять на нарядно украшенных санях подкатывал к тещиному дому и лично приглашал ее к себе на блины.

СУББОТА - ЗОЛОВКИНЫ ПОСИДЕЛКИ

Молодая невестка приглашала своих родных к себе, а своим золовкам - сестрам мужа - дарила подарки. В этот день дети строили на реках, прудах и полях снежный городок с башнями и воротами, затем дружина разделялась пополам: одни охраняли городок, другие должны были, силой взять его.

ВОСКРЕСЕНЬЕ - ПРОВОДЫ МАСЛЕНИЦЫ, ПРОЩАНЬЯ, ЦЕЛОВНИК

В этот день провожали Масленицу. Соломенное чучело чествовали, приглашали снова вернуться на следующий год, а потом увозили за околицу и сжигали, а пепел рассеивали по полю, чтобы придать силу будущему урожаю.

С утра ребятишки собирали дрова для костра жечь Масленицу. В селах в воскресенье молодежь в санях с чучелом Масленицы ездила по деревне до темноты, с песнями и шумом. А поздно вечером выезжала на озимь и здесь на приготовленном костре чучело сжигала. У масленичного костра собиралось всегда много народу, было весело, звучало много песен, и стар, и млад, угощался блинами, горячим сбитнем и булочками жаворонками. С Масленицей прощались и в шутку и всерьез. Подбрасывая солому в огонь, молодежь выкрикивала: - «Убирайся вон, рваная старуха, грязная! Убирайся вон, пока цела! Кидали в костер блины - "Гори блины, гори, Масленица!". Парни, перемазанные сажей, старались и других выпачкать. В первую очередь, конечно же, девушек, а с ними и тещ - "Теща, люли, поджаривай блины!". Когда же Масленица сгорала — молодежь прыгала через костер. Этим состязанием в веселье и ловкости и завершался праздник Масленицы.
Иногда чучело топили в проруби или просто разрывали на части, а оставшуюся солому раскидывали по полю, или вместо куклы по селу возили живую «Масленицу»: нарядно одетую девушку или женщину, старуху или даже старика — пьяницу в рванье. Затем под крик и улюлюканье их вывозили за село и там высаживали или вываливали в снег («проводили Масленицу»).
Этот обряд праздника плодородия связан с идеей возрождения через жертвоприношение и смерть; плодоносящих сил природы, обновления ее жизненной силы. Уничтожение символа зимы было необходимо для воскрешения его силы весной в злаках. По представлению древних славян, взошедшие зерна — как бы воскресший покойник; гибель зерна в почве необходима для возрождения его новой жизни в колосе.

Там же, где не делали чучела Масленицы, обряд «проводов масленицы» состоял, главным образом, в разжигании общесельских костров на возвышенности за селом или у реки. В костры помимо дров бросали, всякое старье — лапти, бороны, кошели, веники, бочки и другие ненужные вещи, предварительно собранные детьми по всей деревне, а иногда и специально для этого украденные. Верили, что все беды унесутся прочь миллионами искр этого костра. Иногда сжигали в костре колесо, символ солнца, связываемый с приближающейся весной; его чаще надевали на жердь, воткнутую посреди костра.
После сожжения Масленицы огня уже в доме никто не разводил, даже свечку в этот день не зажигали. А наутро пепел от костра разбрасывали по полям для богатого урожая. Все оставшееся хлебное угощение отдавали скотине, а то и вовсе выбрасывали. Даже самый бедный человек не ел бы ничего из масленичных остатков.
В преддверии Великого поста, стремясь очиститься от всего греховного, люди просили друг у друга прощения. «Прости меня», — просит один. «Бог простит, и я прощаю», — отвечает другой.
Поэтому последний день Масленицы носит еще название «прощеного воскресенья». Испрашивание прощения должно по обычаю сопровождаться поклонами и троекратным целованием. С той же целью в прощеное воскресенье ходили на кладбище, оставляли на могилах блины. Прощание между домашними происходило после ужина, перед сном. В этот день прощаются все обиды и оскорбления. В день Прощеного воскресенья благочестивые люди ходили по монастырям, по древним соборам, чтобы поклониться святым мощам и особо чтимым святыням; заходили принимать благословение к архиереям, настоятелям церквей, почтенным инокам; посещали дома родственников и знакомых, везде и у всех испрашивая прощения и благословения.
В этот день в монастырях, соборах и храмах совершается торжественный обряд взаимного прощения.

Прощание с Масленицей завершалось в первый день Великого поста — Чистый понедельник, который считали днем очищения от греха и скоромной пищи. Мужчины обычно “полоскали зубы”, т.е. в изобилии пили водку, якобы для того, чтобы выполоскать изо рта остатки скоромного; в некоторых местах для “вытряхивания блинов” устраивали кулачные бои и т.п. В Чистый понедельник обязательно мылись в бане, а женщины мыли посуду и “парили” молочную утварь, очищая ее от жира и остатков скоромного.

Почти все соблюдаемые обычаи, когда отмечается Масленица по дням недели, возникли еще задолго до принятия Киевской Русью христианства. Названия, которых придерживается Масленица по дням недели, преимущественно имеют языческие или бытовые, простонародные корни. Сообщает Политека

К каждому этапу празднования, которые соблюдает Масленица по дням недели, необходимо готовиться соответственно с их названиями. Напомним, что в 2018 году Масленица по дням недели начинается 12 февраля (понедельник) и заканчивается 18 февраля (воскресенье).

День первый - Встреча (понедельник)

Масленица по дням недели традиционно начиналась с понедельника, когда приступали к приготовлению блинов (первый принято отдавать малоимущим). В этот день ходили друг к другу в гости, особенно важно было наведаться к сватам. На праздничный стол обычно ставили блины, всевозможные пироги и оладьи, рыбу. Хозяйки во Встречу только приступали к торжеству, поэтому столы были более скупы на яства.

Кроме того, в понедельник начинали делать чучело Масленицы. Масленица по дням недели предусматривала, что в первый ее день дети ходили по домам и просили старую одежду. Из нее они собирали гору тряпок и поджигали их, получался традиционный костер «масленка».

Встречей открывали зимние гулянья с традиционным катанием с ледяных горок и сооружением снежных замков. Встреча считалась подготовительным и наиболее скромной относительно народного веселья и заканчивалась к вечеру.

День второй - Заигрыши (вторник)

Во второй день Масленица по дням недели не предусматривала шумных гуляний. Все действия сводились к сватовству невест. Женихи приходили на ужин, на котором их угощали блинами и лепешками. Считалось, что именно Масленица по дням недели способствует заключению самых крепких союзов.

День третий - Лакомка (среда)

Сегодня Масленица по дням недели редко соблюдается, но традиция наведываться по средам к теще на блины актуальна. Именно в Лакомку зять навещал мать жены, чтобы попробовать ее угощения. Стол старались накрыть как можно богаче, показать таким образом сове расположение к зятю.

Также приглашались и другие гости. Застолье третьего дня плавно переходило в новые торжества.

День четвертый - Разгул (четверг)

Масленица по дням недели в этот день набирала пик своего празднования. В старину гулянья в Разгул были настолько масштабными, что в этот день чаще всего отменяли всю работу. Начинались масштабное веселье с песнями и танцами. Повсюду разводили костры, через которые необходимо было перепрыгнуть, очищая так свою душу. Праздничный стол делали более разнообразным, и угощали не только знакомых и родню, а и случайных прохожих.

В церкви на Масленицу традиционно проходила служба, посвященная предстоящему Великому посту. Но именно в четверг служба не была столь популярной.

День пятый - Тещины вечерки (пятница)

Когда были съедены блины у тещи, назначали ответный визит. Теща наведывалась в пятницу уже в гости к зятю, где и проходили основные торжества. Чем богаче стол он организовывал, тем зять больше проявлял уважение к матери своей жены.

В этот день нельзя было засиживаться дома, а следовало ходить по гостям. Потому акцент с массовых гуляний перемещался на время с родственниками.

День шестой - Золовкины посиделки (суббота)

Масленица по дням недели в этот день считалась самой скромной. Веселье затихало, а люди находились либо дома, либо в гостях. В субботу невестка приглашала в дом мужа своих золовок. Праздник служил поводом лишний раз посплетничать, посудачить и погадать на судьбу.

В некоторых семьях приступали к сжиганию чучела Масленицы, прощаясь с праздником и готовясь к Великому посту. Считалось, что в субботу необходимо пойти в церковь для очищения души и подготовки к Пасхе.

День седьмой - Проводы, или Прощеное воскресенье

В это день Масленица по дням недели завершалась. Люди наряжали телеги с лошадьми и массово следовали на главную площадь за масленичным чучелом, где его и сжигали. А еда, оставшаяся после праздника, либо сжигалась с чучелом, либо выбрасывалась.

Также в этот день было принято просить у всех прощения, очищаясь от грехов. После обеда праздник закруглялся, а люди готовились к церковной службе.