Материнская забота. Когда стыд на вкус как материнская забота: трагедия дочерей, на которых возложили родительские роли

Дети на протяжении всей жизни нуждаются в любви родителей, а новорожденные дети особенно. Именно с первых дней и месяцев жизни контакт с мамой особенно необходим. Младенца нужно прикладывать к груди и желательно как можно чаще. Это укрепляет иммунную систему малыша. Для малышей все вокруг новое и от этого они иногда капризничают. Им не хватает той атмосферы, когда они находились в утробе матери, вот почему они так нуждаются в тепле, в нежных прикосновениях и объятиях самого родного человека, их мамы.
Постепенно, малыш привыкнет к окружающей обстановке и его начнут интересовать вещи, которые его окружают.

Зрительный контакт

С каждым днем, в ребенке появляется что-то новое и это неудивительно, ведь малыш растет. Вскоре он уже начнет узнавать лицо своей мамы, свидетельством тому улыбка на его лице, при виде ее. Так называемый зрительный контакт нужен обоим и матери и ребенку. В дальнейшем это сыграет важную роль. Ведь часто бывает так, что родные люди понимают друга без слов, с полувзгляда.

В подсознании детей, откладывается на всю жизнь ощущение чувства защищенности при одном лишь упоминании о матери. Кто как ни мама сможет уберечь от опасностей и отвести любые неприятности от своей кровиночки, своего любимого ребеночка.

О развитии малыша

Для полноценного развития малыша, с ним нужно:

  • Гулять
  • Играть
  • Водить на плановый осмотр
  • Кормить
  • Следить за его гигиеной
И еще много чего. Ребенок должен расти в любви и заботе. Какие-то стрессовые ситуации матери, сказываются и на эмоциональном состоянии ребенка, так как между ними существует очень сильная связь.

Вырастить ребенка дело непростое, ведь каждая мама хочет гордиться своим сыном или дочкой и вырастить из него достойного человека. Для этого нужно с самого его рождения вкладывать в него все самое лучшее и прививать любовь и уважение к окружающим. По большому счету, начинать надо с себя, дети всегда берут пример с родителей, а значит необходимо соответствовать. Как правило, дети, которые растут в окружении заботы и любви со стороны родителей, отвечают им тем же и так же трепетно к ним относятся.

Очень милый видеоролик! Как детям предложили поменять мам на игрушки:) Смотреть всем)

У всех млекопитающих, включая человека, материнское поведение довольно разнообразно. У ряда видов животных полезно прежде всего различать вскармливание, сооружение гнезда и возвращение матерью детеныша на место. Каждый из этих видов материнского поведения имеет жизненно важное значение для сохранения потомства, но в настоящий момент наибольший интерес для нас представляет поведение, направленное на возвращение детеныша.

Возвращение детеныша можно определить как любого рода родительское поведение, прогнозируемым результатом которого является либо возвращение детенышей в гнездо, либо к самой матери, либо то и другое. Грызуны и плотоядные переносят детенышей в зубах, приматы пользуются для этого передними конечностями. Помимо этого, животные большинства видов зовут своих детенышей, издавая характерный звук - обычно он тихий, нежный и низкий. Вызывая поведение привязанности, этот звук способствует возвращению детеныша к матери 1 .

__________________

1 Обзор исследований материнского поведения у млекопитающих содержится в работе Ррйнголд (Rheingold, 1963b).

У людей поведение, направленное на возвращение ребенка, включается в состав разных понятий; «материнская забота» («mothering»), «материнский уход за ребенком» («maternal саге»), «опека» («nurturance») и др. В одних контекстах предпочитают использовать наиболее общий термин «материнская забота», в других - «возвращение ребенка». Термин «возвращение ребенка» привлекает внимание, в частности, к тому обстоятельству, что значительное место в поведении матери занимают действия, направленные на сокращение дистанции между ней и ребенком, а также на сохранение с ним тесного физического контакта. Этот важный факт может легко выпасть из поля зрения в случае использования других терминов.

Возвращая к себе детеныша, мать, принадлежащая к отряду приматов, берет его на руки и прижимает к себе. Поскольку поведение привязанности дает сходный результат, очевидно, что и поведение возвращения легче всего представить с помощью аналогичных понятий. Тогда его можно определить как опосредствованное рядом систем управления поведение, прогнозируемый результат которого заключается в сохранении детеныша в непосредственной близости. Можно изучить условия, при которых активизируются и прекращают свое действие эти системы. В число организмических факторов, которые влияют на активацию, наверняка, входит гормональный уровень матери. Среди факторов внешней среды можно назвать местонахождение и поведение малыша: например, когда он удаляется далее определенного расстояния или когда плачет, мать, как правило, предпринимает необходимые меры. А если у нее есть основания для тревоги или она видит, что детеныша уносит кто-то другой, она тут же начинает энергично действовать. Только когда детеныш оказывается в безопасности, т.е. у нее на руках, эта форма поведения прекращается. В какие-то другие моменты, особенно когда ее малыш, находясь поблизости, с удовольствием играет со знакомыми особями, мать может позволить ему это. Однако нельзя сказать, что ее стремление вернуть его дремлет: скорее всего, она не спускает с детеныша глаз и находится в постоянной готовности действовать при малейшем звуке его плача.

Поведение матери, направленное на возвращение детеныша, и поведение самого детеныша имеют сходные результаты. Аналогичным образом имеет место сходство процессов, которые ведут к выбору конкретных объектов, которым адресуется поведение возвращения детеныша, с одной стороны, и поведение привязанности - с другой. Точно так же как детеныш начинает адресовать свое поведение привязанности конкретной матери, так и поведение возвращения начинает направляться на определенного детеныша. Данные показывают, что у всех видов млекопитающих процесс распознавания детеныша занимает несколько часов или дней после рождения и что, если детеныш признан своим, мать направляет свою заботу только на этого конкретного детеныша.

Имеется и третий аспект сходства между поведением матери, направленным на возвращение детеныша, и поведением привязанности детеныша - он касается их биологической функции. Нахождение матери в непосредственной близости к детенышу и возможность прижать его к себе в случае опасности - такое поведение явно несет функцию защиты. В природной среде основная опасность, от которой детеныш оказывается таким образом защищен, вероятнее всего, исходит от хищников. Другие опасности - это падение с высоты и утопление.

Наиболее элементарные формы поведения матери, направленные на возвращение детеныша, наблюдаются у низших и человекообразных обезьян, однако такое поведение вполне отчетливо можно видеть и у людей. В обществе первобытного типа мать обычно находится рядом со своим ребенком, во всяком случае на таком расстоянии, чтобы можно было его видеть и слышать. Тревога матери или плач ребенка сразу же заставляют ее действовать. В более развитом обществе подобная ситуация выглядит сложнее, отчасти потому, что мать нередко поручает кому-то вместо себя часть дня следить за ребенком. Но даже в таком случае большинство матерей испытывают сильное желание находиться вблизи своих грудных или чуть постарше детей. Поддаются ли они своему желанию или преодолевают его, это зависит от множества факторов - личностных, культурных и экономических.

У же давно известно, что на развитие ребёнка влияют природа и Эти факторы очень важны и взаимодополняемы. Еще один важный фактор, влияющий на развитие мозга ребенка , выявили ученые Национальной Академии наук США – это материнская забота . Она способствует развитию интеллекта и увеличению гиппокампа ребенка более чем в 2 раза!

Гиппокамп – отдел мозга, который отвечает за передачу воспоминаний из краткосрочной памяти в долгосрочную. Также за регуляцию стресса и возможность передвигаться в трёхмерном пространстве. Чем крупнее гиппокамп, тем умнее человек.

Об исследовании

Чтобы проследить изменения в этой части мозга, ученые наблюдали за неврологическим развитием 127 детей. Наблюдение проводилось с их самых ранних лет жизни и до пубертатного возраста. В процессе исследования с детьми и их мамами проводились эксперименты. «Это исследование показывает, что в детстве мы находимся на сверхчувствительном этапе, когда мозг более активно реагирует на материнскую любовь», – говорит Джоан Л. Луби, психиатр детской клиники Сент-Луиса и университета Вашингтона, ведущий автор исследовательской работы.

Дети, отобранные для эксперимента, трижды прошли процедуру магнитно-резонансной томографии (метод измерения размера органов мозга и кровотока в них): на ранних годах своей жизни и в период с дошкольного возраста до начала пубертатной стадии. В эти же периоды отслеживалась степень материнской заботы. Забота о дошкольниках оценивалась по результатам задания на терпеливость. Перед каждым ребёнком ставили подарок, который он мог открыть только спустя 8 минут.

Чем больше мама поддерживала ребёнка и снимала , тем выше ставились баллы.

Забота в школьные годы оценивалась по результатам игры в паззл. Только маме показывали картинку полностью, она должна была помочь ребёнку собрать её. Чем мама поддерживала своё чадо во время игры, тем больше баллов получала семья.

Результаты исследования

В результате экспериментов стало очевидно, что высокая степень материнской поддержки – особенно в дошкольный период – увеличивала объём гиппокампа детей в 2,06 раза по сравнению с детьми из семей, набравших количество баллов ниже среднего. Ранее предполагалось, что средний размер гиппокампа отличается у мужчин и женщин, но ученые это опровергли. У каждого человека свой размер гиппокампа, который формируется в ранние годы жизни. В том числе благодаря материнской любви и заботе о ребенке.

Такое увеличение размеров гиппокампа не зависит от IQ , оно связано с благоприятным эмоциональным развитием . В то же время, дети, которые не получали достаточной материнской любви в дошкольном возрасте, но имели её в школьные годы, всё равно не отличались большим размером гиппокампа.

«Отношения между матерью и ребёнком в дошкольном возрасте чрезвычайно значимы, — говорит в заключение доктор Луби. — Мы полагаем, что это связано с высокой степенью пластичности мозга в раннем возрасте, то есть в эти годы жизни мозг более подвержен воздействию перенесённого опыта».

Хотя исследования были нацелены на взаимоотношения матери и ребёнка, нет оснований полагать, что забота отца не даст таких же показателей.

Безусловно, во всем мире нет ничего более надежного и крепкого, но, в то же время, нежного, чем материнская забота о своем ребенке. Любовь матери ‑ это идеальная любовь, отдающая и не просящая ничего взамен.

Но, к сожалению, в реальной жизни зачастую все отнюдь не так поэтично. Из-за отсутствия или нехватки любви матери в детстве уже взрослые люди испытывают серьезные психологические нарушения, «обрастают» вредными привычками, становятся слишком жесткими или, наоборот, абсолютно безвольными... Этот список можно продолжать бесконечно. Довольно часто психологи указывают в качестве причины тех или иных проблем недостаток материнской любви и заботы. Однако и чрезмерная любовь и забота со стороны мамы могут не слабо подпортить жизнь уже повзрослевшему чаду.

В больших количествах проявляемая любовь и забота матери могут быть слишком навязчивыми . Стараясь всеми силами удержать ребенка возле себя, тем самым она не дают чаду жить своей жизнью. Зачастую матери надеются, что их забота вернется бумерангом в старости. Но, к сожалению, нередко излишне окруженные заботой дети вырастают эгоистичными, и для них не существует ничего выше и важнее их собственных желаний и потребностей.

Ставя малыша выше всех ценностей, жертвуя всем ради него, женщины добровольно разрушают жизнь и себе, и своему ребенку. Особенно часто такие ситуации наблюдаются в семьях одиноких мам с одним ребенком. Стараясь во всем помочь чаду и всячески ограничивая его от рутины и домашних забот, она выращивает ленивого и абсолютно неприспособленного к реальной жизни человека, не обремененного какими-либо стремлениями и желаниями личных достижений.

На самом деле, фанатичную любовь в неограниченных количествах матери к ребенку, на самом деле можно назвать просто материнским чувством. Вместо нескончаемой и бескорыстной любви женщиной владеют совсем другие чувства. Одно из основных ‑ чувство собственности . Мать считает, что малыш должен целиком и полностью принадлежать только ей. Она не хочет отпустить ребенка и препятствует всему, что способно хоть как-то встать на пути между ней и ее дитем. Такие женщины, как правило, становятся далеко не самыми лучшими свекровями и тещами, доставляя множество трудностей новой семье своего уже давно взрослого и самостоятельного ребенка.

Еще одно из распространенных чувств ‑ это эгоизм . Такие матери абсолютно уверены, что сын или дочь должен(а) всегда и во всем оказывать поддержку, в том числе материальную. Никто не спорит о необходимости помогать родителям. Но матери этой категории иногда переходят все разумные границы в своем желании заполучить ответный «стакан воды» от своего ребенка, например, требуя от него значительные финансовые вложения без надобности и абсолютно не считаясь с материальным положением сына или дочери на настоящий момент.

Ну и, наконец, очень уж часто встречающееся желание реализовать с помощью ребенка свои несбывшиеся мечты . Дети таких родителей ходят на нелюбимые кружки, учатся на неинтересных им профессиях, занимаются без желания спортом или музыкой. Матери, в свою очередь, всячески пытаются выбить из детей достижения в различных областях, которые интересны им самим. Таким образом, они пытаются как бы прожить свою собственную жизнь заново, сделать ее такой, как они хотят, абсолютно не руководствуясь желаниями и интересами своих отпрысков.

Подводя итоги, хочется сказать, что фраза «все должно быть в меру» отлично подходит и для материнской любви. И когда говорят, что любви много не бывает ‑ это не совсем верное утверждение. Как правило, так считают люди, которым ее не хватает, а не те, кто «задушены» этим самым чувством. Идеальная любовь матери любит и оберегает, но при этом всегда дает возможность своему ребенку принимать решения самостоятельно, не навязывая собственное мнение. Такая забота принимает любое решение своего отпрыска и всегда им дорожит, чтобы с ним не случилось. Важно найти именно ту самую «золотую середину» в проявлении этого чувства, тогда и ребенок и его мама будут счастливы и всегда рады друг другу.

Мама посвятила сыну всю себя, а парень не выдержал и убежал от такой любви. Кто виноват? Неблагодарный подросток или женщина, которая когда-то предпочла личной жизни заботу о ребенке?

Однажды вечером к бабушке домой прибежал ее четырнадцатилетний внук Кирилл с просьбой о помощи:

— Бабушка! Возьми меня к себе жить! Я домой, к маме, больше не пойду.

— Что случилось? — испугалась бабушка.

Сначала Кирилл молчал и пытался скрыть слезы, от него ничего невозможно было добиться. Видно было только, что мальчик находится в состоянии сильнейшего стресса. Бабушка никак не могла понять, что произошло. Ведь дети убегают от родителей, когда те их бьют, унижают, не кормят! А Кирилл спасался от ее дочери Светы, которая была самой заботливой в мире мамой! Бабушка помнила, как после развода в свои двадцать пять лет Света сказала:

— Я замуж больше не выйду никогда! Новый муж будет отвлекать меня от сына! С этого момента я занимаюсь только ребенком!

И Света действительно посвятила жизнь Кириллу. Она даже уволилась с работы, потому что не хотела отдавать ребенка в детский сад и подвергать инфекции. Она сдавала дедушкину квартиру и жила на доход от нее.

Света очень вкусно готовила, покупала Кириллу все игрушки, которые он просил, и самую модную одежду, по воскресеньям водила его в театр, цирк, посещала с ним спортивные соревнования. Ей удалось даже свозить Кирилла за границу, хотя доход у нее был не слишком велик. Что еще мальчишке нужно? Почему этот избалованный, обласканный сын удрал от матери, как от огня?

Когда Кирилл немного успокоился, бабушка стала постепенно узнавать причину такого внезапного бегства. Мальчик поведал бабушке о своей жизни с матерью.

— Каждый день начинается с того, что она вешает мне на стул возле кровати одежду, — рассказывал Кирилл. — Я должен надевать только то, что выбирает она. Когда я начинаю с ней спорить, она сразу повышает голос, доказывает, что день сегодня холодный или, напротив, жаркий, и что только эту одежду можно надевать. Ладно, я соглашаюсь. Но как-то раз я встал раньше мамы и оделся сам. Хотел уйти, пока она не проснулась. У нас в школе было дежурство, надо было прийти пораньше, и я был счастлив, что она спит и не трогает меня. Но нет! Она проснулась и сразу начала кричать:

— Что ты на себя напялил?! Брюки не глаженые, свитер не стираный! Почему меня не разбудил и не спросил? Ты же не знаешь, какую одежду можно надевать, а какую нет!

Это был первый скандал, и тут же начался второй:

— Что ты ел на завтрак? Ничего? Я тебя не выпущу из дома, пока ты не поешь! Садись и завтракай! Иначе у тебя в школе будет голодный обморок! Тоже мне, нашелся самостоятельный! Правильно одеться не смог, позавтракать забыл! Ты без меня ни на что не способен!

В этом месте рассказа Кирилл действительно заплакал:

— Я слышу эту фразу от матери каждый день: "Ты без меня ничего не можешь, ты без меня никто!"

Бабушка хотела обнять Кирилла и погладить по голове, но вовремя поняла, что этого делать нельзя. Она решила отнестись к мальчику как ко взрослому, чтобы он и от нее не убежал.

— Давай с тобой поужинаем, — предложила она. — Вскипяти, пожалуйста, чайник и нарежь хлеб. Я, конечно, готовлю не так вкусно, как твоя мама, но...

— Не надо ничего готовить, поедим бутерброды, — сказал Кирилл. — Я про полноценное питание уже слышать не могу. С точки зрения мамы, я постоянно ем не то и не в тех количествах. Она высчитывает по таблице калории, сколько и чего мне надо съесть, и ругается, если я что-то нарушаю.

Она думает, что готовит лучше всех на свете. Ну, да, действительно еда у нее вкусная. Только зачем закатывать скандал, если я иногда обедаю в кафе? Бывает, мы с ребятами после школы туда ходим, мы беседуем там, нам там хорошо. Но мама категорически против! Она один раз прибежала в кафе и начала при всех кричать, что мы испортим себе желудки, что сэндвичи и чипсы — это вредная еда для подростков! Можно представить, как после этого смотрели на меня мои одноклассники! Она выставила меня на посмешище перед людьми!

Я не знаю, как я еще выживаю в моем классе! Чувствую, что скоро буду изгоем. Как-то одна девочка из класса пригласила меня и еще нескольких ребят на день рождения. Я сказал об этом маме, она сразу занервничала, не хотела меня пускать. Потом, когда меня не было дома, она нашла в моей записной книжке телефон этой девочки, позвонила ее родителям, стала выяснять, что это будет за праздник, кто будет присматривать за детьми, не будет ли там алкоголя. Она, по-моему, несколько раз им звонила, потому что сомневалась, приличная это семья или нет.

В конечном счете, мама привела меня за руку домой к этой девочке, а сама не пошла в магазин, как я думал, а гуляла вокруг дома, наблюдала за нашим окном. Она несколько раз звонила мне по мобильному и выясняла, что я там делаю. А в восемь вечера поднялась в квартиру и сказала, что забирает меня, потому что уже поздно! Ребята смотрели на меня с сочувствием, как на какого-то неполноценного! Это так ужасно! Неужели это издевательство никогда не кончится?

Бабушка была растеряна. Выслушав рассказ внука, она поняла, в какой сложной ситуации оказался подросток. Да, ее дочь одинока, Кирилл — ее единственный близкий человек. Если отобрать у нее сына, она сойдет с ума! Но и с мальчиком нельзя обращаться как с игрушкой. Чем им помочь, как поступить?

А у Кирилла отчаяние постепенно стало перерастать в негодование.

— Как только я закончу школу, я поступлю в институт в другой город, буду жить в общежитии подальше от мамы! Или уйду в армию!

Бабушка, конечно, начала Кирилла убеждать, что нельзя плохо говорить про маму, что мама изо всех сил старается и делает то, что искренне считает самым полезным для сына. Она ведь желает ему добра!

Кирилл тяжело вздохнул.

— Она мне тоже об этом постоянно говорит, особенно когда заставляет меня есть или надевать то, что ей нравится: "Я к тебе со всей душой, а ты на добро отвечаешь злом! Ты человек злой, неблагодарный!"

— Тут она не права, ты человек добрый, — произнесла бабушка.

— Я ведь тоже ее люблю, я не хочу, чтобы она страдала, — продолжал Кирилл. — Но что поделаешь, если все, что нравится мне, приносит ей страдания! Когда я говорю маме, что хочу погулять с приятелями, она сразу принимает такой страдальческий вид и начинает пугать: "Под машину попадешь, хулиганы на вас нападут, украдет тебя кто-нибудь!" Я, конечно, ухожу, но чувствую себя извергом по отношению к маме. Один раз мы с ребятами находились в шумном месте, и я не услышал звонков мобильного. Вернулся домой, а она вся в слезах, держится за сердце: "Я думала, тебя уже нет в живых!" Но я тоже не могу ей звонить каждые пять минут!

Я чувствую себя виноватым, когда сам пытаюсь приготовить себе еду, постирать. Она обижается: "А зачем тогда я?" Один раз я сам себе пришил пуговицу. Так она чуть ли не с мясом ее оторвала и снова начала кричать: "Ты ничего не умеешь!" Да, возможно, она все делает лучше. Но как же я тогда вырасту и стану самостоятельным?

Когда Кирилл произнес эти слова, бабушка подумала, что ее глупой Свете многие могли бы позавидовать! Сын хочет все делать сам — это же подарок судьбы! Вот, например, ее младший сын ничего не умел делать до женитьбы. Да и сейчас в свои тридцать ничего не умеет, все делает жена. А тут ребенок проявляет инициативу!

Мальчик рассказал, что последняя ссора с мамой у него произошла сегодня. Именно поэтому он попросился жить к бабушке. Дело в том, что несколько товарищей Кирилла едут летом в лагерь. Парень хотел поехать с ними, однако мама была решительно против:

— Ты в своем уме?! Какой еще лагерь! Ты знаешь, что там дедовщина, тебя там побьют и отберут деньги!

— Мои друзья каждый год ездят, и никто их не бьет!

— А ты не сравнивай их и себя! Твои друзья — ребята дворовые, матом ругаются. Они как все! А ты особенный, интеллигентный! Над тобой там сразу начнут издеваться! Это во-первых. А во-вторых, по телевизору не раз говорили, что возле лагерей промышляют маньяки. Ведь там за детьми никто не следит! Да и вожатые там издеваются над детьми! Дети в лагере совершенно беззащитны, им некому пожаловаться! А в-третьих, там такое ужасное питание! После моей еды ты там умрешь с голоду! Твои любимые щи, жареную картошку и тефтели там никто готовить не будет!

Кирилл был одновременно и обижен, и зол.

— Я сначала подумал, может, я какой-то больной, неполноценный? — сказал он. — Почему других ребят так не опекают, как меня? А потом понял, что это с моей мамой что-то не так! Не может быть все на свете так плохо: лагерь, еда в кафе, люди вокруг... Я устал от мамы! Я очень хочу вырасти!

Бабушка поняла, в каком тяжелом положении оказался ее внук. Она позвонила дочери, но разговор у них не получился.

— Это мой ребенок, я лучше знаю, что ему нужно! — сказала Света. — Пусть немедленно возвращается домой!

И тогда бабушка обратилась к нам в журнал: "Как помочь моей дочери и внуку?"

Мать+сын = дружба

Юлия Джумм, психолог:
Света в двадцать пять лет пережила развод, и, судя по всему, восприняла это очень болезненно. В любом случае после развода, даже легкого с виду, у человека в душе остается тревога: "Если я снова полюблю кого-то, вдруг новые отношения пойдут по тому же пути? Вдруг меня бросят, предадут? Может быть, во мне что-то не так?" У героини этой истории тревога была настолько сильна, что она сразу отказалась от поиска другого мужчины. Она выбрала, с ее точки зрения, более надежный путь: отдать всю свою любовь ребенку. Ведь ребенок принадлежит ей, он не бросит ее и не предаст, как делают мужчины. Света стала просто одержима сыном! И эта одержимость была средством защиты. Таким образом молодая женщина защищалась от собственных страхов и комплексов, от осуждения окружающих.

Она думала: "Пусть я не состоялась как жена, как работник, зато я превосходная мать!" Кирилл занял в ее сознании не только нишу сына, но также нишу мужа и работы. Света обрушила на него всю свою ласку и заботу, которой хватило бы на нескольких членов семьи, и весь свой труд, не востребованный нигде больше.

И вдруг, к ужасу Светы, Кирилл стал вырастать и отдаляться от нее! В душе Светы снова появилось чувство, которое она испытала при разводе с мужем: "Меня бросают, я не нужна!" Это и тревога, и боль от предательства. У Светы началась настоящая паника. Она теряла в лице Кирилла не только ребенка, слабенького и беспомощного, которого хотелось вечно носить на руках, она теряла свою единственную любовь и свою работу — все сразу. С уходом Кирилла Света лишилась бы смысла жизни. И неудивительно, что она пыталась всеми силами удержать мальчика в детстве, помешать ему стать большим. Своими фразами "Ты ничего не умеешь, ты без меня никто" она хотела заставить Кирилла зависеть от нее и дальше. Однако чем больше она пыталась психологически подавить сына, тем больше он хотел от нее освободиться.

Настала пора отношения Кирилла и Светы в корне перестроить. Материнская забота о ребенке должна смениться на дружбу равных людей. Свете необходимо выйти из роли наседки, которая только поучает Кирилла и ограничивает его свободу, и стать для сына интересным человеком, чтобы он сам к ней тянулся. Она должна найти интересную работу, познакомиться с новыми людьми, в том числе и с мужчинами. Надо прекращать эту одержимость и однобокость!

Что касается Кирилла, то ему следует стать еще более решительным в отношениях с матерью. Он должен сказать:

— Мне необходимо научиться все делать самому, иначе как же я стану взрослым мужчиной?

И чтобы мать не пугалась, нужно ей разъяснить:

— Я отказываюсь от твоей заботы, но вовсе не отказываюсь от тебя как от человека. Ты все равно остаешься моей матерью, и я хочу, чтобы мы в дальнейшем общались на равных, как взрослые люди. Я уже не ребенок и ребенком никогда не буду, поэтому прошлого не вернешь. Возможно, что-то удастся вернуть с появлением внуков. Поэтому давай лучше двигаться вперед, а не назад!

Не мешайте нам взрослеть!

Антон Головинов, одиннадцатиклассник:
Кириллу я могу только посочувствовать. Слава богу, что мои родители не такие. Даже не представляю, как бы я смог выкрутиться из этой ситуации!

Что касается поездки, из-за которой состоялась главная ссора Кирилла и его мамы, то могу успокоить взрослых: лагерь не так страшен, как его малюют. Я пару раз ездил в лагеря с одноклассниками. Сразу скажу, что ничего плохого с нами не случалось, хотя чего мы там только ни вытворяли! Смастерили тарзанку на высоченном дереве, раскачивались на ней так, что в голове кружилось, и прыгали в озеро. Экспериментировали с алкоголем — делали "брагу" из компота и конфет. Лазили в комнату к девчонкам через окно на пятом этаже. Если бы мои родители узнали обо всех этих похождениях, мне бы не поздоровилось: домашний арест на неделю, запрет на общение с друзьями... даже не знаю, что бы они еще могли придумать. Однако считаю, что все эти меры совершенно бессмысленны: опасности и соблазны подстерегают детей и в городе, и на даче, и на отдыхе с родителями. А лишать подростка общения с друзьями ни в коем случае нельзя, ведь это лучшее, что запоминается из детских лет. Надеюсь, что герой рассказа найдет в себе силы, чтобы поговорить с матерью и объяснить ей, что он уже не ребенок и ее заботы ему только вредят.

Ведите "двойную жизнь"!

Евгения Ельцова, мама семиклассника и восьмиклассницы:

Наверное, меня тоже можно назвать матерью-наседкой. Мне всегда надо знать, где мои дети, с кем, как они позавтракали, пообедали и поужинали, тепло ли одеты и т.д. Надеюсь, когда придет время выпускать их из гнезда, мне хватит мужества, чтобы вести себя спокойно, независимо и не осложнять сыну и дочке жизнь.

Думаю, для мамы очень важно иметь собственное дело, даже если муж хорошо зарабатывает и обеспечивает всю семью. Когда у женщины есть любимая работа или даже просто хобби, у нее всегда хорошее настроение и всегда есть желание общаться с детьми. Кроме того, такая "двойная жизнь" спасает ее от психологических комплексов. Успешная женщина никогда не скажет о себе: "Меня никто не любит, все меня используют", — и никому не станет предъявлять претензии, в том числе детям.

Светлана должна поблагодарить сына за то, что он, несмотря на все ее старания, вырос самостоятельным и неизбалованным. Пусть мальчик возвращается домой и все делает так, как считает нужным. Если где-то и ошибется, не страшно. А маме надо найти себе другое интересное занятие. Например, получить второе образование или выучить ино- странный язык...