Конспект занятия по лепке на тему "осень" в средней группе. Конспект занятия: коллективная лепка "Осеннее дерево" Лепка осенью

Занятие

«Лепка из пластилина осеннего дерева» (5-6 лет)

Цели урока:

1. Научить детей лепить шарики, валики, лепёшечки;

2. Формировать умение составлять композицию на основе наблюдений;

3. Развивать внимание и наблюдательность;

4. Воспитывать интерес к окружающим предметам, к изменениям в окружающей природе со сменой времени года.

5. Развивать мелкую моторику и координацию.

Оборудование и материал .

1. Пластилин.

2. Пластиковые ножи (стеки)

3. Картон.

5. Клеенка.

Подготовка к занятию. Воспитатель заранее на каждое рабочее место кладёт клеенку, пластилин, стеки, лист картона.

План урока:

1. Наблюдения над первыми осенними изменениями.

2. Повторение правил работы с пластилином.

3. Изучение технологической карты.

4. Самостоятельная работа.

1. Наблюдения над первыми осенними изменениями

[Воспитатель -Ребята давайте подойдем к окну и посмотрим на деревья. Посмотрите, какие деревья красивые. Как вы думаете, почему деревья такие красивые?

Дети - У них листики разноцветные: красные, жёлтые, оранжевые и совсем мало зелёных.

Воспитатель - А почему, как вы думаете ребята?

Дети - Осень пришла.

Воспитатель - Какие времена года вы знаете?

Дети - Осень, зима, весна, лето?

Воспитатель- Как меняется дерево в зависимости от времени года?

Дети - Зимой нет листвы, весной на дереве появляются зелёные листочки, летом дерево зелёное, осенью листья меняют цвет и дерево начинает готовиться к зиме – сбрасывать листву.

2. Повторение правила работы с пластилином.

1. Лепку выполняй на подкладной доске, не клади пластилин на стол, парту.

2. Перед работой хорошо разогрей пластилин в руках.

3. Не бросай остатки пластилина на пол.

4. Храни пластилин в коробочке отдельно от тетрадей и книг.

5. После работы вытри руки тряпочкой и вымой теплой водой с мылом.

3. Изчучение технологической карты.

3. Физкульт. минутка.

Упражнения для мышц рук.

1) «Моя семья»

Этот пальчик- дедушка,

Этот пальчик- бабушка,

Этот пальчик- папочка,

Этот пальчик- мамочка,

А вот этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья!

(Поочерёдное сгибание пальцев, начиная с большого.)

2) «Капуста»

Мы капусту рубим-рубим,

Мы капусту солим-солим,

Мы капусту трём-трём,

Мы капусту жмём-жмём.

(Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочерёдное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачок. Сжимать и разжимать кулачки.)

3 ) "Дружная семья"

Мы наши пальчики сплели

И вытянули ручки.

Ну а теперь мы от Земли

Отталкиваем тучки. »

(Упражнение выполняют стоя. Дети сплетают пальцы, вытягивают руки ладонями вперёд, а потом поднимают их вверх и тянутся как можно выше.)

Упражнение для позвоночника

Дети стоят возле столиков. Вначале они выполняют наклон в правую сторону и при этом подмигивают правым глазом, затем они выполняют наклон в левую сторону и подмигивают левым глазом.

[ i]Упражнения для глаз

1. Сидя за столом, расслабиться и медленно подвигать глазами слева направо. Затем справа налево. Повторить по 3 раза в каждую сторону.

2. Медленно переводить взгляд вверх-вниз, затем наоборот. Способствует расширению зрительно - двигательной активности.

4. Самостоятельная работа.

5. Выставка и анализ работ учащихся.

И вот что у нас получилось.


«Осень» — благодатная тема для детского творчества. Эту тематику используют не только в рисунках и аппликациях, но и в лепке из пластилина. Осенняя природа дарит интересные сюжеты и яркие пейзажи, открывает простор воображению и фантазии. Что захочет вылепить ваш ребенок? Симпатичного ёжика, делающего припасы? А может быть, осенний парк, лес или грибную полянку? В любом случае, работа должна получиться интересной и выразительной. Сюжеты и идеи объемной и плоскостной лепки «Осень» для разных групп детского сада с подробными пояснениями — в нашей статье.

Осеннее дерево из пластилина и высушенных дубовых листьев

Пластилиновое панно «Осень»

Пластилиновая аппликация «Ёжик в осеннем лесу»

Композиция из пластилина «Осенняя полянка»

Осенний пейзаж, пластилинография

Лепка младшая группа на тему осень, подробно с фото

Согласно методике, обучение лепке в младшей группе детсада (в 2—3 года) имеет предметную направленность. На первых порах малыши только учатся ощущать материал, придавать кусочку пластилина простые формы: диск, цилиндр, шарик, кубик и т. д. Отдельные предметы и фигурки (также поначалу несложные) дети пробуют лепить, когда азы лепки усвоены. Однако с вашей помощью малыш с удовольствием справится с несложной лепкой на осенние темы.

Побеседуйте с малышом, спросите, что он представляет себе, когда думает об осени. На прогулке в парке или в лесу обратите внимание ребенка, на то, как красиво меняются осенью оттенки листвы, какими яркими становятся ягоды рябины, как много грибов появляется в это время года. Предложите вместе слепить что-то «осеннее». К примеру, осенние листья, осеннее дерево, ежика, грибочек.

осенние листья

Что подготовить для лепки:

  • набор пластилина (красного, терракотового, желтого, зеленого цветов);
  • лист плотного картона;
  • гибкую доску для лепки;
  • пластиковый шпатель;
  • пластиковый либо деревянный стек.

Стеки и шпатели для лепки

Последовательность лепки осенних листьев:

Гуляя по осеннему парку, соберем вместе с ребенком несколько красивых, ярких листочков разных оттенков. Они послужат образцом для пластилиновой поделки. Лучше выбирать листья простой овальной формы с гладким или мелкозубчатым краем. Разложим их на столе, спросим у малыша, какие цвета пластилина понадобятся, чтобы слепить осенние листочки.

Сделаем заготовки листочков. Попросим ребенка скатать небольшие пластилиновые шарики: темно-красные, оранжевые, желтые, зеленые. Чтобы листочки получились красивыми, для некоторых шариков можно смешать кусочки пластилина разных цветов. К примеру, красный с желтым или терракотовым, зеленый с желтым.

Предложим малышу аккуратно расплющить шарики-заготовки пальцами, стараясь придать им форму листочков. Немного подправим результат: сплющим получившиеся лепешечки в двух сторон, слегка заострим верхний край.

Следующий этап работы — прорисовывание прожилок и зубчиков на осенних листьях — для 2—3-летнего малыша может оказаться довольно сложным. Поэтому пусть просто понаблюдает, как это сделаем мы. Рассмотрим вместе с ребенком прожилки на листочках. Стеком прорисуем вначале центральную прожилку, а затем — боковые.

С помощью шпателя вырежем по краям зубчики. Обязательно предложим малышу попробовать 2—3 листочка оформить самостоятельно.

Готовые пластилиновые листья разложим, чередуя цвета на листе картона. К внешнему краю их лучше расположить верхней, заостренной, стороной. Слегка придавливая пальцем, скрепим листочки между собой и зафиксируем на картоне. Украсим «картинку» желудями либо веточкой рябины.

ёжик из пластилина и семечек (аппликация)

Что подготовить для лепки:

  • горсть крупных семечек (подсолнечных, арбузных);
  • пластилин (коричневого, светло-серого, черного цветов);
  • пластиковый шпатель, стек;
  • удобную дощечку для лепки;
  • лист белого (или другого светлого) картона;
  • лист светло-желтого или зеленого картона;
  • высушенные или пластилиновые осенние листья для оформления композиции.

Последовательность работы:

На белом картоне нарисуем контур ежика. Можно распечатать готовый шаблон. Вырежем фигурку по внешнему краю контура, наклеим на цветной картон, просушим. Важно оставить отчетливые темные контуры, чтобы малышу было легче работать над аппликацией.

Разомнем и прогреем в ладонях кусочки серого пластилина. Положим их на изображение ежика. Предложим малышу расплющить их и заполнить контуры мордочки и животика. Так же подготовим коричневый пластилин. Заполним контуры спинки. Для упрощения работы пластилин можно размазать только на спинке ежика, а мордочку оставить картонной и прорисовать глаза и нос красками или фломастерами.

Сделаем иголки из семечек подсолнуха либо арбуза. Заостренную часть погрузим в коричневый пластилин на спинке ежика, слегка вдавим. Так последовательно заполним семечками все пространство.

Из черного пластилина попросим ребенка скатать три маленьких шарика. Два поменьше — для глазок ежика, один чуть побольше — для носика. Прикрепим их к мордочке. Стеком прорисуем рот. Дополним композицию пластилиновыми листьями, яблоками, грибочками и т. п.

осенний грибочек и гусеница — видеоурок

Лепка 2 младшая группа на тему осень, фото

Учитывая, что младшим дошкольникам довольно сложно самостоятельно определиться с темой работы, заданий лепить что-либо по собственному замыслу им не предлагают. Помочь с идеями лепки из пластилина на осеннюю тематику могут воспитатели и родители. Обучать лепке детей до 4-х лет лучше в интересной игровой форме.

осенняя ветка рябины

Что подготовить для лепки:

  • набор пластилина (красно-оранжевого, коричневого, зеленого, желтого цветов);
  • лист цветного картона;
  • дощечку для лепки;
  • пластиковый шпатель, стеки;
  • карандаш;
  • ножницы.

Последовательность работы:

На листе картона нарисуем рябиновую веточку. Можно распечатать, вырезать и наклеить готовый шаблон.

Сделаем заготовки. Для мелких деталей красный, зеленый и желтый пластилин предварительно разрежем на приблизительно одинаковые небольшие кусочки. Из красно-оранжевых — скатаем маленькие шарики-ягодки (по количеству рябиновых ягод на рисунке). Из зеленых и желтых (цвета можно смешать) — шарики побольше. Их расплющим и сформируем листочки. Из коричневого — тонкие шнурочки. Они станут основой для ветки.

Предложим ребенку прикрепить веточки, листья и ягоды к рисунку. С помощью стека обозначим рельеф коры, нанесем крестообразные углубления на рябиновые ягоды, прожилки — на листья. Подправим неровности контуров.

грибы на полянке

Что подготовить для поделки:

  • пластилин (темно-коричневого, зеленого, бежевого/белого цветов);
  • дощечку для лепки;
  • зубочистку либо тонкий стек;
  • пластиковый шпатель.

Последовательность лепки:

Подготовим детали. Их понадобится всего две, и они очень просты. Отрежем от пластилиновых брусков кусочки подходящего размера. Предложим малышу скатать большие шары из темно-коричневого и зеленого пластилина, а также шарики поменьше и длинные цилиндры — из бежевого.

Количество заготовок зависит от того, сколько грибочков на осенней полянке вы с ребенком решите «посадить». Что делать, если бежевого пластилина в наборе нет? Разомните, согревая в ладонях, а затем смешайте белый с коричневым.

Положим коричневый шар на дощечку для лепки. Легко прижмем сверху, после чего, размягчая, придавливая края по окружности, придадим ему форму шляпки гриба. Так же поступим с остальными заготовками.

Перевернем шляпку плоской стороной вверх. Положим на доску и расплющим в тонкую лепешку бежевый шарик. Шпателем аккуратно закрепим лепешку на плоской стороне шляпки гриба. С помощью зубочистки или стеком для имитации пористой поверхности сделаем частые дырочки.

Бежевый цилиндр вытянем в объемную ножку каплевидной формы. Сделаем небольшую лепешку из коричневого пластилина. Прикрепим к основанию ножки гриба, после чего слегка растянем и размажем кверху. Зубочисткой или стеком нанесем тонкие вертикальные полоски.

В такой же последовательности изготовим остальные грибочки. Завершим осеннюю композицию. Зеленый шар положим на лист картона, расплющим в лепешку, края хорошо прижмем и слегка размажем. Поставим на полянку и закрепим готовые пластилиновые грибы.

Украсим поляну травкой из пластилина, высушенными осенними листочками либо другими природными материалами: хвоей, желудями, шишками.

аппликация из пластилина «Осенняя березка» — видеоурок

Лепка в средней группе на тему осень

панно «Осенние деревья» из пластилиновых спиралей

Что подготовить для лепки:

  • лист белого картона;
  • акварельные краски либо пастель;
  • простой карандаш;
  • набор пластилина (коричневого, оранжево-красного, терракотового, зеленого, желтого цветов);
  • дощечку для лепки;
  • стеки и шпатели.

Последовательность работы:

Подготовим фон картины — окрасим все пространство листа картона голубой акварелью (растворенной в воде) либо пастельными мелками. Вверху изобразим облака. Для этого в нескольких местах слегка размоем и растушуем голубой тон ватным диском, смоченным водой.

Попросим ребенка нарисовать карандашом деревья с пышной кроной. На этом этапе малышу можно и нужно помочь. Для упрощения работы скачаем, вырежем и наклеим на картон шаблоны деревьев без листьев.

Подготовим пластилиновые детали для аппликации. Пластилин (коричневый — для ствола, красный, терракотовый, зеленый, желтый — для листьев; зеленый — для оформления прикорневой части дерева) нарежем полосками, после чего на доске для лепки скатаем каждую в тонкий жгут.

Пластилиновые жгутики разделим на части, свернем их в средней плотности спирали. Цвета пластилина в одной спирали можно комбинировать. Работа довольно кропотливая, возможно, придется помочь ребенку.

Последовательно закрепим жгутики соответствующих цветов на стволе и кроне дерева. Слегка прижмем шпателем для лучшей фиксации к листу. Стеком прорисуем рельеф коры. Для упрощения работы ствол дерева можно окрасить масляной пастелью либо акварелью, а пластилиновыми спиральками оклеивать только крону.

букет осенних листьев

  • несколько листьев с рельефными прожилками — кленовых, дубовых, каштановых и др.;
  • гибкую дощечку для работы с пластилином;
  • набор затвердевающего пластилина (бордового, лимонного, зеленого, терракотового);
  • пластиковую скалку-ролик, шпатели и стеки для лепки;
  • большой пластиковый стакан или фигурную бутылку;
  • ножницы, клей, лист цветного картона.

Как сделать букет:

Из пластилина разных цветов (лучше подойдет затвердевающий) скатаем шарики среднего диаметра. Букет будет выглядеть интереснее, если смешивать пластилин двух—трех оттенков. Чтобы получились красивые переходы тонов, дополнительные цвета добавляйте в конце скатывания шаров. Цвет пластилиновой массы должен быть неоднородным.

Положим заготовки на гибкую доску для лепки, расплющим в лепешки диаметром 7—12 см (по размеру собранных листьев). Поверх разложим подготовленные осенние листья рельефной стороной вниз. Прижмем их к пластилину. Это удобно делать пластиковым роликом.

Обведем контуры каждого листка тонким стеком. Вырежем пластилиновые листья с отпечатавшимися прожилками шпателем. Излишки пластилина уберем с доски. Подправим края. Работу продолжим через сутки, когда пластилин затвердеет. Кстати, поделки из такого пластилина после отвердевания можно дополнительно раскрасить пастелью либо гуашью.

Шпателем аккуратно снимем листья с доски. Завершить композицию можно по-разному. К примеру, поставить букет в симпатичную вазочку. В этом случае не забудьте прикрепить листочки к деревянным шпажкам или сухим веточкам еще до отвердевания пластилина.

Другой интересный вариант оформления: закрепить осенний букет на листе картона клеевым пистолетом, а вазу нарисовать, сделать из бумаги или из половинки фигурной пластиковой бутылки.

Декорировать объемную пластиковую вазочку можно джутовой или пеньковой веревкой либо другим нравящимся способом.

аппликация «Осеннее дерево» — видеоурок

Лепка в старшей группе на тему осень

корзинка с осенним урожаем

Что подготовить:

  • набор пластилина (зеленого, фиолетового, коричневого, терракотового, красного цветов);
  • дощечку для лепки;
  • комплект пластиковых шпателей и стеков.

Последовательность лепки:

Сделаем пластилиновые заготовки для лепки осенних овощей. Цилиндры фиолетового, зеленого и терракотового цветов — для моркови и баклажана. Красный и терракотовый шарики нужных размеров — для тыквы и помидора. Зеленые жгутики — для луковых перьев. Тонкие лепешки салатового оттенка (его можно получить при смешивании зеленого с белым) — для капусты.

Придадим заготовкам форму овощей. Прикрепим плодоножки, вылепленные из небольших шариков зеленого и серо-коричневого пластилина. Стеком сделаем пупырышки на огурцах, горизонтальные штрихи на моркови, рельефные полоски — на тыкве.

Сделаем корзинку. Из коричневого пластилина изготовим плоскую лепешку — основу — и скатаем 12 тонких полос. Скрутим их по две в жгутики. Соединим в окружности и последовательно прикрепим к основе.

Завершим композицию: красиво разложим в корзине овощи, подправим неровности. Основу корзинки прикрепим к фигурной подставке из картона либо тонкого пластика.

осеннее дерево на ветру (пластилинография)

Что подготовить для творчества:

  • набор пластилина (коричневого, оранжевого, голубого, желтого, красного цветов);
  • лист светло-голубого картона (можно — обычного белого);
  • карандаш, фломастеры для прорисовки деталей;
  • дощечку для лепки;
  • комплект стеков, шпателей.

Последовательность «рисования» дерева на ветру пластилином:

В качестве основы для пластилиновой картины распечатаем и перенесем на картон шаблон наклонившегося под порывами ветра осеннего дерева с облетающей листвой.

Положим пластилин нужных оттенков в миску. Поставим ее на пару минут в теплую воду — пластилин станет податливым, и простым в работе. Подготовим пластилиновые заготовки. Несколько коричневых жгутов разной ширины — для ствола и ветвей. Мелкие оранжевые, желтые, красные шарики — для листвы. Чтобы цвет листвы на картине получился красивым и похожим на настоящий, пластилин разных цветов лучше смешать (но не до однородности).

Подготовим фон — тонко размажем подогретый бледно-голубой пластилин по картону. Мазки можно сделать неоднородными, так картина будет выглядеть «живее». В некоторых местах оставим пробелы для имитации облаков.

Последовательно закрасим пластилином ствол и ветви, еще оставшиеся на дереве и летящие по ветру листочки. Четкую форму листками придавать не будем. Напротив, слегка размажем их края.

Стеком прорисуем рельеф коры, прожилки некоторых листочков. Из пластилиновых жгутиков сделаем рамку картины.

пластилиновая картина «Золотая осень» — видеоурок

Подготовительная группа лепка на тему осень

дубовая ветка с желудями (пластилинография)

Что нужно для лепки:

  • пластилин (серо-голубого, бежевого, светло-коричневого, светло-зеленого, белого цветов);
  • гибкая дощечка для лепки;
  • плотный картон;
  • шаблон «Дубовая ветка с желудями»;
  • карандаши, фломастеры для прорисовки деталей панно;
  • комплект стеков и шпателей для пластилина.

Последовательность работы:

Прорисуем контуры дубовой ветки на листе плотного картона (белого или светло-голубого). Для упрощения работы используем готовый шаблон дубовой ветки с желудями.

Размягчим кусочки серо-голубого пластилина, распределим тонким слоем по картону — сделаем фон картины. Чтобы материал стал более податливым немного прогреем его в чуть теплой воде. Верхнюю треть листа «окрасим» более насыщенным тоном, нижнюю — светлым. Из белого пластилина скатаем 3—4 небольших цилиндра, расплющим и растянем их на картоне, обрежем стеком, придавая форму облаков.

Последовательно заполним коричневым и серо-зеленым пластилином контуры ветви, листьев, желудей. «Рисовать» удобно предварительно подготовленными мелкими шариками пластилина разных цветов. Слой материала должен быть достаточным для объемного эффекта, но не слишком плотным. Для получения требующихся оттенков пластилин можно смешивать при разминании.

Подправим контуры рисунка шпателем и стеком. Прорисуем или сделаем из тонких пластилиновых жгутиков прожилки листьев. Сделаем штриховку на шапочках желудей и коре дубовой ветви.

картина из пластилина «Осеннее настроение»

Какой набор подготовить для творчества:

  • набор пластилина (серого, темно-оранжевого, голубого. желтого, красного и др.);
  • дощечку для лепки;
  • картонный лист для основы;
  • шаблон рисунка;
  • карандаш;
  • комплект стеков, шпателей.

Как «рисовать» пластилином:

Нанесем на картон контуры картинки. Используем готовый шаблон. Если в сети не находится подходящий рисунок, можно составить похожий из отдельных деталей: девочка под зонтом, собака и т. д.

Оформим фон картинки — размажем по картону слегка подогретый серый пластилин, на некоторых участках темно-оранжевым пластилином обозначим участки кирпичной стены. Стеком (глубоким нажатием) прорисуем отчетливые контуры кирпичиков. Для пластилинографии лучше выбирать затвердевающий либо восковый пластилин.

Внизу листа прикрепим мелкие лепешки темно-серого пластилина, приплюснем, чуть размажем по краям, нанесем контуры брусчатки. Бледно-голубым пластилином (если такого в наборе нет, смешаем синий с белым) изобразим лужи. Для имитации воды тонким стеком прорисуем на них концентрические окружности.

Последовательно заполним пластилином нужных оттенков все элементы рисунка — лицо девочки, волосы, руки, ноги, плащ, сапожки. «Раскрасим» пластилином собаку и зонт. «Изобразим» дождевые капли. Для работы удобно использовать заранее подготовленные мелкие шарики пластилина подходящих расцветок. Перед заполнением контуров картинки их лучше слегка прогревать в теплой воде.

Контуры готового рисунка очертим стеком. Излишки пластилина удалим, подкорректируем детали. Оставим картинку на сутки, до отвердевания пластилина.

картина «Осень» в технике пластилинография — видеоурок

Желаем вам вдохновения и интересных «осенних» идей для увлекательного совместного творчества с ребенком!

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ

(технологии системно – деятельностного подхода, автор Петерсон Л. Г.)

Вид деятельности : Изобразительная (аппликация) Подготовительная группа

Тема: «Осеннее дерево». Цель: Создать условия для совершенствования техники лепки из пластилина. Задачи: - Организация деятельности детей для развития мелкой моторики, чувство цвета, пропорций и формы, учить создавать образ дерева, листьев, травы из пластилина, используя разный метод лепки (скручивание, жгутики, налеп). - Организация деятельности по актуализации знакомству детей с новым способом лепки «скручивание». - Организация рефлексивной деятельности.

Методы: : словесный, практический, наглядный, игровой.

Материалы: пластилин, картон, дощечки, стеки.

Здоровьесберегающие технологии: физминутка «Ветер дует нам в лицо».

Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо. Ветерок все тише, тише. Деревцо все выше, выше.

Этапы

ОС

Деятельность педагога

Прописывается текст (с прямой речью педагога) по сценарию ОС + действия педагога.

Деятельность детей

Прописывается текст

(с возможной прямой речью детей) по сценарию ОС + действия детей.

Ожидаемые результаты

Прописываются через ЦО (образовательные, развивающие, воспитательные)

1. Введение в ситуацию (мотивация, постановка проблемы)

Мотивационная технология: На доске размещены иллюстрации с осенними пейзажами. Ребята, посмотрите на эти картины, я тоже хотела нарисовать осеннее дерево, но у меня ничего не получается. Поможете мне?

Дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы, соглашаются.

Создание положительного эмоционального фона.

2. Актуализация (повтор, закрепление) знаний и умений

Коммуникативная технология.

Чтение стихотворения: "Листопад" И. Бунин

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой….

Вспомнить с детьми об основных признаках осени, сказать, что деревья различаются не только цветом листьев, но и имеют разную форму кроны, а осенью, какими они становятся красивыми.

Закрепление детьми знаний.

Ответы детей.

Развитие артикуляционной речи. Актуализация имеющихся знаний и представлений у детей.

3. Затруднение в ситуации (постановка проблемы)

Проблемно – поисковая технология.

Ребята, посмотрите, у меня нет красок, есть только пластилин. Можно ли пластилином нарисовать дерево? Как это сделать?

Отвечают на вопросы.

Предположения детей.

Расширить знания детей о способах лепки.

4. «Открытие» нового знания (способа действия)

Исследовательская технология: Рассматривание осенних иллюстраций, обращая внимание на цвета осени. Вспомнить строение дерева (ствол, крона, тонкие веточки, листья). Показ приемов лепки и рассматривание образца предстоящей работы. В процессе объяснения воспитатель показывает приемы изготовления листочков из скрученных жгутиков. Для того, чтобы у нас получился ствол и ветки дерева, берём пластилин коричневого цвета, раскатываем жгутики и прилепляем к листу бумаги. Для кроны и листьев мы также раскатываем жгутики из разного пластилина и скручиваем.

Смотрят за последовательностью выполнения аппликации, отвечают на вопросы.

Выполняют физминутку.

Формировать умение детей лепить дерево из пластилина новым способом (скручивание, жгутики). Аккуратность при выполнении работы.

5. Включение нового знания в систему знаний и умений

Коммуникативная технология: Если все понятно – приступайте к работе. Самостоятельная работа детей. Оказание помощи затрудняющимся детям. Ребята, посмотрите, какие у нас получились деревья.

Самостоятельно выполняют работу.

Применение знаний, умений в работе.

6. Осмысление

(итог, рефлексия)

Рефлексивная технология: Ребята, благодарю вас, вы все справились с заданием, а теперь я предлагаю вам сделать выставку наших пейзажей.

Подведение итогов, обыгрывание поделок.

Владеть устной речью, умение выражать свои мысли.


КОНСПЕКТ

занятия по лепке

Тема «Осень»

в средней группе

Составила: Гаязова Анна Иванвна

2017г

Занятия по лепке в средней группе

Тема «Осень»

Программное содержание.

- Расширять знания о многообразии растительного мира, об осеннем колорите.

Формировать познавательный интерес к природе.

Учить детей передавать в работе характерные особенности внешнего вида разных деревьев посредством пластилинографии.

Продолжать знакомить детей со средствами выразительности в художественной деятельности: цвет, материал, композиция.

Учить в лепке, передавать признаки предметов: длинный – короткий, толстый – тонкий.

Продолжать отрабатывать различные приемы лепки: раскатывание, скатывание, сплющивание.

Учить самостоятельно, находить новые конструктивные решения, самостоятельно выбирать материал.

Учить договариваться о предстоящей работе, распределять обязанности.

Закреплять умение детей различать слова по табличкам и воспроизводить их устно.
Предварительная работа : лепка деревьев во время занятий по изо деятельности; рассматривание на прогулке различных деревьев, рассматривание иллюстраций с изображением осеннего леса.
Материал: плотный картон синего (голубого) цвета, размер А3. Набор пластилина, стека, салфетка для рук. Иллюстрации с изображением разных деревьев. Работы детей с изображением различных деревьев, выполненных в технике пластилинографии с предыдущих занятий. Мешки для мусора – голубого, желтого, белого, серого, красного цветов. Салфетки – красного, желтого и зеленого цвета. Арбузные семечки.

Ход занятия.

Воспитатель спрашивает у детей какое сейчас время года.

Ответы детей. (Осень)

Воспитатель – какие признаки осени вы знаете?

Ответы детей

Воспитатель обобщает ответы

Ребята сегодня мы с вами отправимся в осенний лес, и читает детям стихотворение «Листопад» И. Бунин

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой…
Воспитатель выставляет перед детьми иллюстрацию с изображением леса. Предлагает детям рассмотреть, какие деревья растут в этом лесу.

Дети - это ёлки, берёзы, клены.

Воспитатель уточняет у детей, что ещё может расти в лесу?

Дети перечисляют: грибы, цветы, ягоды.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть и уточнить строение каждого дерева (клен, ёлка, береза).

Воспитатель приглашает одного ребенка, который рассказывает про березу.

У березы ствол белый, веточки напоминают дугу, наверху дерева они короткие, чем ниже, тем длиннее.

Воспитатель приглашает другого ребенка, который рассказывает про клен.

У клена ствол прямой, веточки по обе стороны ствола с уклоном влево и вправо тянуться наверх, а чем ниже веточки на дереве, тем длиннее.

Воспитатель приглашает еще одного ребенка, который рассказывает про ель.

У ёлочки – прямой ствол, веточки растут от нижней части ствола до самого верха, внизу – самые длинные, вверху – самые короткие.

Проводится физкультминутка. «Клён»
Ветер тихо клён качает,
Вправо, влево наклоняет:
Раз - наклон и два - наклон,
Зашумел листвою клён.

(Ноги на ширине плеч, руки за голову, наклоны туловища влево и вправо.)

Мы листики осенние, (Плавное покачивание руками вверху над головой.)
На ветках мы сидим.
Дунул ветер - полетели. (Руки в стороны.)
Мы летели, мы летели,
И на землю тихо сели. (Присели.)
Ветер снова набежал,
И листочки все поднял. (Плавное покачивание руками вверху над головой.)
Закружились, полетели,
И на землю снова сели. (Дети садятся по местам.)
Воспитатель вспоминает вместе с детьми способы лепки деревьев. Ёлочка. Раскатать колбаску из пластилина коричневого цвета – ствол, прижать её к основе посередине: слегка вверху, расплющив внизу. Накатать несколько зеленых колбасок и, сгибая каждую уголком, расположить на стволе дерева снизу вверх, начиная с длинных веточек, расплющить, стекой распушить нижнюю часть веточек. Берёзка. Раскатать из белого пластилина колбаску – ствол березки, Накатать тонких белых колбасок, поочередно закрепить каждую по обе стороны ствола. Прижать один веточки у ствола, изогнуть веточку дугой по направлению вниз, закрепить другой конец. По стволу нанести полоски черного цвета. Клён. Скатать и закрепить ствол как у предыдущих деревьев. Веточки из тонких коричневых колбасок крепятся парно по обе стороны ствола с уклоном вправо – влево в направлении вверх.
Воспитатель предлагает детям распределить, кто какое дерево будет лепить.

Воспитатель с помощь детей делает карандашный набросок леса (определяется место каждого дерева, его величина).

Дети приступают к работе. В процессе работы воспитатель повторяет последовательность и способы лепки, обращает внимание, что регулировать длину веток можно стекой, просто убирать лишний пластилин.

Предложить детям изобразить на деревьях листву.

Показать два способа.

1. Раскатать колбаску, стекой нарезать на маленькие отрезки, раскатать из них много шариков, распределить их на ветках, не прижимая. Сверху на каждый шарик положить арбузную семечку округлой стороной к веточке и надавить пальчиком, чтобы пластилиновый шарик сплющился и прикрепился к основе. Гуашью раскрасить листики на дереве и на земле в разные цвета (красный, жёлтый, зеленый, оранжевый).

2. Пространство между ветками намазать клеем, положить 2 – 3 небольших кусочка желтой и (или) зеленой, красной салфетки. Салфетку необходимо слегка сжать (чтобы придать объем).

Воспитатель сам начинает делать облака из пакетов для мусора. На приготовленные вырезанные из картона облака наносится клей и приклеивается мешок (можно использовать 2 мешка – голубого и белого цветов или голубого и серого). По желанию, дети, которые справились с заданием, раньше

остальных, могут помочь педагогу.

Воспитатель предлагает детям сделать траву и опавшую листву любым понравившимся способом (мешок, салфетка, семечки)
По окончании занятия работа выставляется на стенд.

Воспитатель обращает внимание детей, какой красивый получился лес. Деревья красивые и разные, одинаковых деревьев нет.

Программное содержание:

  1. Учить детей точно передавать форму, величину и другие особенности ветки рябины.
  2. Развивать у детей чувство композиции, цвета – учить располагать элементы узора на поверхности картона.
  3. Упражнять в выполнении работы в нетрадиционной технике – пластилинографии.
  4. Воспитывать чувство любви к родной природе.

Материалы к занятию:

Пластилин, стеки, картон А5, салфетки для рук, иллюстрации с изображением рябины, репродукции картин осенней тематики, звукозапись П.И.Чайковский «Времена года» Октябрь – Осенняя песня, Вивальди «Времена года» Осень, Э.Григ «Осенняя буря», портрет Осени в платье.

Предварительная работа:

Чтение стихов и рассказов об осени, наблюдение за деревьями на участке.

Ход занятия

  1. Орг. Часть

Утром мы во двор идем –

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят.

День всё больше убывает,

Когда это бывает?

(Осенью)

Верно. Такие признаки характерны для осени. Деревья стоят нарядные, одетые в разноцветные листочки. Осень очень красивое время года. Она даже пахнет особенно: чуть горьковатой прелой листвой, ароматной скошенной травой, лесными грибами, сладковатым запахом осенних яблок, а по утрам осенний воздух пахнет свежестью. Осень – настоящая художница, она мастерски разукрашивает природу в самые разные цвета и оттенки. Многие поэты, художники, композиторы восторгались осенней природой, её многоцветием.

Алексей Плещеев

ОСЕННЯЯ ПЕСЕНКА

Миновало лето,

Осень наступила.

На полях и в рощах

Пусто и уныло.

Птички улетели,

Стали дни короче,

Солнышка не видно,

Темны, темны ночи.

Посмотрите, пожалуйста, как известные художники передавали красоту осенней природы на своих полотнах (репродукции картин)

Давайте послушаем, как композиторы выражали свои впечатления об осени (прослушивание записи).

И поэты, и художники, и композиторы старались в своих произведениях сохранить осеннюю красоту.

Сегодня мы с вами будем художниками и попробуем сохранить осеннюю красоту, чтобы её яркими красками можно было любоваться вновь и вновь.

Каждый из вас создаст один элемент наряда, а в конце работы мы соберем ваши детали в единое целое, и тогда получится чудесное платье для Осени.

На прошлом занятии вы уже подготовили вот такие элементы (показываю заготовки)

Посмотрите, какой замечательный осенний букет я приготовила для вас (ваза с ветками рябины)

С какого дерева эти ветки? (рябина)

В России существовал обычай при закладке нового дома сажать рядом молодую рябинку. Рябинка должна была оберегать дом от всяческих козней злых духов. На Руси это дерево почиталось за то, что способно стойко переносить осеннюю непогоду и зимние морозы, а значит и передавать свою выносливость людям. В конце лета женщины собирали зрелые ягоды, нанизывали их на нити и носили рябиновые бусы не только как украшение, но и как оберег от хворей и напастей.

Рябина настоящая сокровищница витаминов. По содержанию каротина она превзошла морковь и облепиху, а по количеству аскорбиновой кислоты (витамина С) – шиповник и черную смородину. А еще из рябины варят варенье. Ароматные цветки употребляют в виде чая с молоком. Ягодами откармливают кур и овец, добавляют в корм коровам.

А еще существует праздник – Рябинник (по старому календарю – 23 сентября). В этот день ветки рябины с плодами связывались в пучки и их развешивали под крышами домов. Люди говорили, что рябина может защитить человека от великих бед. Рябиновыми ветками люди украшали не только дома, но и дворы, и даже ворота.

На празднике пели песни и читали стихи о рябине, говорили пословицы и поговорки.

Поздний расцвет рябины – к долгой осени.

В лесу много рябины – осень будет дождливой.

И, конечно же, рябина незаменимый корм для птиц и животных, особенно зимой.

Рассмотрите листочки, что необычного вы видите (у каждого листочка есть пара, кроме верхнего) Листочки в паре как-будто «держатся за руки» - они расположены точно рядом друг с другом. Какого они цвета? Какой пластилин нам понадобится для листочков? (зеленый, желтый, оранжевый, коричневый, можно смешать) Для веточек? (черный) Давайте рассмотрим гроздья? Какого они размера? (маленькие) Какой пластилин понадобится для гроздьев? (красный и немного черного)

Какие приемы мы будем использовать при работе? (веточка – раскатать колбаску, листочки – толстые колбаски сплющить и защипнуть с каждого края, ягоды – скатать маленькие шарики)

Молодцы! Подойдите, пожалуйста, ко мне. Я покажу вам этапы работы.

(показываю этапы работы)

Этапы выполнения работы.

  1. Раскатать 2 тонкие колбаски черного цвета и выложить из одной длинную веточку рябины. Другую колбаску разделить стекой на мелкие части и выложить из них под основной веточкой силуэт грозди.
  2. Раскатать колбаску из пластилина красного цвета, стекой разделить на мелкие части, из которых скатать шарики – плоды, прикрепить на веточку грозди.
  3. Раскатать длинную зеленую колбаску, разделить на столбики и выложить из них листочки рябины (столбики сплющить, защипнуть с каждого края, прижать к основе всей поверхностью. Стекой нарисовать прожилки.)

Вы можете приступить к работе. Но сначала подготовим руки для работы.

Пальчиковая гимнастика

Разотру ладошки сильно,

Каждый пальчик покручу,

Поздороваюсь с ним сильно

И вытягивать начну.

Руки я затем помою

Пальчик с пальчиком сложу

На замочек их закрою

И тепло поберегу.

Наши руки готовы к работе, можно начинать (работа идет под музыку)

Мы славно потрудились, теперь можно отдохнуть.

Физминутка.

У реки росла рябина (из положения упор присев постепенное выпрямление туловища, руки вперед вверх).

А река текла, рябила (повороты вправо и влево с плавными движениями рук).

Посредине глубина (наклоны вперед, руки прямые).

Там гуляла рыбина (приседы).

Эта рыба – рыбий царь (прыжки).

Называется – пескарь (ходьба на месте).

Поведение итогов. Выставка и оценка работ.