Как сделать красивый проект про камни. Исследовательская работа «Путешествие в мир камня

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Калининская общеобразовательная школа»

Камни. Необычное в обычном.

Выполнил: Колесников Семён,

ученик 2 класса МБОУ «Калининская СОШ»

Руководитель: Гончаренко Л.М.

2013

Содержание

I. Введение

II. Основная часть. Мои исследования по теме «Камень. Необычное в обычном»

1. Анкетирование

2.Как на Земле появились камни?

3. Истории камней

IV. Практическая часть. Моя коллекция «Мир камня»

V. Выводы

VI. Список литературы

Выбор темы исследования. Часто с прогулки я приношу домой разные камни. Их можно найти где угодно: на улицах нашего села, на берегу реки Ташеба, даже в огороде. Они не похожи друг на друга формой, цветом, размером, одни красивы, другие не очень, но всех их называют одним словом – камень. Я смотрю на них и думаю – наверное, у каждого из них есть свое название, своя история появления на Земле.

Мне захотелось узнать:

Откуда берутся камни? Сколько их на Земле?

Как они называются? Зачем нужны камни?

На эти и другие вопросы я постарался найти ответ в своей работе.

Цель исследования. Узнать историю появления на Земле камней, их свойства и значение в жизни человека.

Задачи исследования.

    Найти и изучить литературу по данной теме.

    Выяснить, что знают одноклассники по данной теме.

    Узнать как можно больше о камнях (что это такое, названия, истории связанные с камнями, как они появились на Земле, какую пользу приносят людям).

    Собрать коллекцию камней, которые использует человек.

Гипотеза исследования. Я могу предположить: 1) камни, окружающие человека, могут обладать необычными свойствами; 2) человек может использовать различные свойства камней с пользой для себя.

Методы исследования:

    анализ научной литературы;

    анкетирование;
    наблюдение;

    сравнение,

    обобщение.

Результаты исследования

Чтобы найти ответы на поставленные вопросы, я расспросил родителей, прочитал книги по данному вопросу, поработал в Интернет-сети. Вот результаты моего исследования.

Анкетирование

Я провел анкетирование среди одноклассников. В нем приняли участие

19 человек. Возраст - 8 лет.

Вопросы

Ответили «да»

Ответили «нет»

Собирал ли ты камни?

Если собирал, то зачем?

13 чел. (ответы: «в коллекцию», «интересно», «они красивые», «для игры», «для аквариума», «просто так»)

6 чел.

Знаешь ли ты названия камней? Запиши названия.

17 чел. (большинство назвали 1-2 камня)

2 чел.

Знаешь ли ты, как на Земле появились камни?

9 чел.

10 чел.

Как человек использует камни?

11 чел. (ответы: «в строительстве», «для поделок», «делают бусы, браслеты»)

8 чел.

Ты хочешь больше узнать о камнях?

16 чел.

3 чел.

Выводы: ребята мало знают о мире камней, хотят узнать больше.

Что такое «камень»?

Человек дружит с камнем десятки тысяч лет. Самые первые орудия древнего человека были сделаны из камня. Археологи до сих пор находят в древних захоронениях каменные ножи, топоры, иглы, копья. Поэтому один из периодов древнейшей истории называется каменным веком.

В словаре я нашел значение слова «камень».

«Камень – твердая горная порода кусками или сплошной массой, а также отдельный кусок, обломок такой породы».

В мире насчитывается более 8000 видов природных камней.

Как на Земле появились камни?

Камни различаются по цвету, внешнему виду и свойствам потому, что «родились» в разных условиях.

Есть горные породы, которые «родились» из магмы – расплавленного вещества из глубин Земли. Магму могло вынести потоками лавы во время извержения вулканов или она застыла на некоторой глубине, не дойдя до земной поверхности. Это магматические породы. Так образовались гранит и базальт.
Осадочные породы «родились» из обломков других пород. Их обработала и принесла вода. Например, песчаник, каменная соль.

Горные породы могли «родиться» из остатков древних растений и животных. Так образовались известняки.

Истории камней.

Камень первый: каменный уголь.

Этот камень я нашел в нашем дворе. Он черного цвета, с блеском, на ощупь шершавый, твердый, прочный. У камня есть одно замечательное свойство – он в огне раскаляется, красным пламенем наливается, горячим, как огонь становится и сам горит. Это – каменный уголь.

Откуда он взялся?

Все началось много миллионов лет назад, когда Земля была царством лесов и болот. Наступая на леса, болотная вода затапливала всю землю вокруг деревьев великанов, подмывала их корни, деревья погибали и падали в мутную болотную жижу. За долгое время под землей накапливался толстый слой слежавшихся растений. Останки деревьев перегнивали и превращались в бурую массу – торф. Сдавленный пластами земли, торф постепенно твердел, каменел и превращался в камень – бурый уголь. А если бурый уголь под землей очень сильно сдавливался, то постепенно превращался в черный каменный уголь, а потом в антрацит. Это лучший сорт угля. Он горит почти без дыма и дает много тепла.

При горении уголь дает много тепла. Вот почему человек использует его как топливо.

Кроме тепла и энергии каменный уголь подарил нам еще много различных подарков: пластмассовые игрушки, лекарственные и ароматические вещества, автомобильные шины, рыболовецкие сети, краски и лаки.

На карте «Полезные ископаемые Хакасии» есть черные квадратики – это условные знаки месторождения каменного угля.

Недалеко от нашего села Калинино расположен город Черногорск. Его называют городом угольщиков. Свое название Черногорск получил от Черной горы, это настоящая кладовая угля. Запасы угля в Черногорском месторождении составляют сотни миллионов тонн. Этого угля хватит на десятки лет вперед. А запасы Бейского месторождения - около одного миллиарда тонн. В Хакасии есть еще Изыхское и Аскизское месторождения каменного угля.

Камень второй: известняк.

Этот камень я увидел дома, когда родители готовились к побелке. Если его разварить, то получится известка. А сам камень называется известняк. Известняк - это белый или беловато-серый камень, он оставляет белые следы на руках.

Добывают его обычно в карьерах или открытым способом. Люди, которые добывают в карьере известняк, работают как бы на дне моря. Конечно, сейчас моря в этом месте нет, но оно было много миллионов лет назад (тогда материки, океаны и моря располагались не так, как сейчас). Морские организмы, погибая, оседали на дно. Из их скелетов, раковинок образовались постепенно толщи известняка.

Когда нужны крупные, ровные камни известняка, их выпиливают в карьере особыми пилами. Если же необходимы мелкие, неровные камни, их добывают с помощью экскаватора.

Это очень полезное ископаемое. Ни одна стройка не обходится без известняка. Он расходуется на выработку цемента, который нужен для скрепления между собой строительных деталей: кирпича, плит, блоков. Из известняка получают известь, которая идёт на побелку стен, потолков. Известь так же входит в состав штукатурки. Она даже входит в состав стекла.

В нашей республике есть свои месторождения известняка (на карте они обозначены белым квадратом с диагоналями). Лучшие из них находятся в нашем Усть –Абаканском районе (это Уйбатское и Уленьское месторождения) и в Боградском районе (Лощинское месторождение).

Камень третий: мрамор.

А этот белоснежный красивый камень принес в школу мой одноклассник. Это мрамор. Учительница сказала, что мрамор – это тоже известняк. Если известняк погрузится на большую глубину (например, при землетрясении, извержении вулкана), то под действием высоких температур и огромного давления он превращается в прекрасный мрамор.

Мрамор очень прочный и твёрдый. Он удивляет нас различным цветом и рисунком. Мрамор хорошо полируется. Отполированный, он становится гладким и необыкновенно красивым. Поэтому мрамор применяется для облицовки стен, колонн во дворцах, на станциях метро.

В Хакасии есть свои большие запасы мрамора (условный знак на карте – ромб с одной диагональю). Это Кибик-Кордонское месторождение недалеко от Саяно-Шушенской ГЭС, оно - одно из старейших месторождений мрамора в России. Мрамор этого месторождения использовали при облицовке станций метро в Москве и Санкт –Петербурге.

У известняка есть ещё один «родственник», с которым знаком каждый школьник. Мы пишем и рисуем им на доске, асфальте. Это мел. Он, конечно, мало похож на камень: менее прочный, легко раскалывается на кусочки, крошится. Но при этом мел – наш незаменимый помощник в школе.

Практическая часть . Моя коллекция «Мир камня».

С помощью родителей я собрал коллекцию декортивно-поделочных камней, которую назвал «Мир камня». Подготовил сообщение о своей коллекции, слайдовую презентацию и выступил перед одноклассниками, а также на школьной научно-практической конференции учащихся начальных классов.

Сообщение

Номинация «Педагогический проект в дошкольном учреждении»

Я старалась найти интересную познавательную тему, создать условия для постижения способов активного взаимодействия детей с неживой природой и древней мировой историей каменных изваяний, этнической культурой нашего региона.

Мы живём в маленьком красивейшем таёжном городке где добывают железную руду, по сути, мы ходим ногами по кладу. Каждый раз, гуляя с детьми и находя разные интересные камни, мы собирали их, приносили в группу, так получилась коллекция из камней. Но со временем она переросла в мини-музей истории древних камней - мегалитов, менгиров Хакасии.

Цель: Создание условий для формирования предпосылок поисковой деятельности через реализацию проекта мини-музей «О чём говорят камни». Знакомство детей с культурой хакасского народа менгирами, разнообразием камней в природе, их особенностями, свойствами, значением и применением человеком через игровую и экспериментальную деятельность.

Задачи:

  • Формировать навыки исследовательской деятельности.Развивать умение определять материалы, из которых изготовлены изделия из камня.
  • Обогащать словарный запас дошкольников.
  • Формировать нравственно-патриотические чувства к родному краю, гордость за культурно-историческое наследие.
  • Воспитывать бережное отношение к природным богатствам.
  • Формировать интерес к объектам неживой природы и к опытнической деятельности с ними.

Первый этап - подготовительный.

Изучение литературы, ознакомление с интернет ресурсами, разработка перспективного плана. Работа с родителями.

Второй этап - практический.

Собрали экспонаты для мини-музея, привлекла педагогов и детей других групп. Совместная деятельность осуществлялась через интеграцию образовательных областей. Организация выставки книг: энциклопедий, художественной литературы по теме проекта. Оформление фото альбомов: «Какие бывают камни», «О чем говорят камни». Составление литературного сборника «Сказания о камнях». Изготовление атрибутов к сюжетно ролевым играм.

Третий этап - создание мини-музея.

  • Оформление мини-музея.
  • Представление экспонатов мини-музея детям других групп.

Четвёртый этап - обобщающий.

  • Создание электронного фотоальбома.
  • Оформление проекта и его презентация на педагогическом совете.

В результате работы над проектом повысилась познавательная активность у ребят. Они узнали о свойствах камней, их особенностях, значение и применение человеком, о полезных ископаемых России, Хакасии. Дети познакомились с культурой и бытом хакасского народа, выяснили, что хакасы создавали менгиры для проведения ритуальных обрядов, и лечения от различных недугов. Расширился словарный запас дошкольников, ребята научились искать ответы на интересующие вопросы самостоятельно. Повысилась степень участия родителей в жизни группы.

Условия реализации. Данный проект осуществляется на базе МБДОУ «ЦРР - ДС «Дельфин» в подготовительной к школе группе под руководством воспитателя данной группы. Проект реализуется в совместной деятельности детей, педагогов и родителей, а также в самостоятельной деятельности каждого участника проекта.

Тип проекта: творческий, групповой.

Продолжительность: 4месяца.

Приложение: Творческий проект «О чём говорят камни».

Проект «Уральские самоцветы» подготовительная группа.

«На Урале самоцветы, самоцветен весь Урал,

я хочу, чтобы об этом, ты немного тоже знал»

Участники проекта: дети 6-7 лет, педагоги, родители, музыкальный руководитель.

Тип проекта: средне-срочный

Вид проекта: познавательно-творческий.

Актуальность проекта одним из приоритетных направлении работы ДОУ является развитие интеллектуально-творческого потенциала дошкольников через исследовательскую деятельность. Работая с детьми по ознакомлению с малой Родиной-Уралом, глубже вникая, и любя свой край, дети чаще задают вопросы о горах Урала на прогулках рассматривают разные камни, приносят их из дома находя их вместе с родителями, детям все любопытно и интересно. Могучая цепь гор, прорезает с севера на юг невообразимые просторы страны, это наш Урал. Куда ни посмотри всюду нас окружают великолепные леса, зеркальная гладь воды и синие горы в недрах которых хранятся несметные природные богатства.

Данный проект дает возможность донести до наших детей неповторимый, чарующий образа Урала, знаний о камнях самоцветах. Работа над проектом имеет большое значение для формирования и развития детско-родительских отношений, знакомит детей с природными ископаемыми родного края Уральская земля – богата своей историей, своими мастерами и умельцами, своими писателями-сказителями, камнями – самоцветами.Именно они рассказывают в своих произведениях о жизни нашего края, о его особенностях и традициях.Знакомство с творчеством наших писателей- это основа и фундамент для формирования знании о родном крае.

П.П.Бажов написал много интересных сказов, которых быль тесно переплетается с вымыслом…Урал – земля занимающая особое место на планете. А сам Бажов самый настоящий культовый писатель, создавший новую уральскую мифологию на основе легенд и преданий которая оберегает магию места и основных его реалии-Камня,Горы и пещеры...

Формы реализации проекта: беседы, экскурсии, опыты, продуктивная деятельность, занятия, наблюдения.

Цель проекта: Развитие интереса к природным богатствам родного края -Уральским самоцветам,дать понятие,что самоцветы это и красивые камни,и народное творчество. Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс, сформировать представление о родном крае.

Задачи проекта:

    Познакомить детей с уральскими самоцветами.

    Познакомить детей со сказами Павла Бажова. историей о камнях через легенды.

    Развивать стремление к познанию природных богатств Урала через познавательную исследовательскую и продуктивную деятельность

    Воспитывать любовь к своей малой родине,укреплять интерес к совместной деятельности со взрослыми,сверстниками.

    Развивать первичные навыки дошкольников составлять совместно с родителями презентацию по данной теме.

ПРЕПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

    Формирование первоначального представления о природе гор, ее недрах, камнях-самоцветах.

    Формирование таких качеств характера которые помогут стать истинными патриотами и гражданами своей Родины.

    Расширение кругозора детей в области знании творчества уральского писателя П.П.Бажова, его сказах как части культуры проживающего на Урале народа.

    Развитие творческих способностей детей, привитие бережного отношения к природе.

    Приобщение родителей и детей к совместной деятельности, установление с ними доверительных и партнерских отношении.

    Дети получат элементарные знания о родном крае, о родном городе, появятся новые впечатления и эмоции об окружающем мире, расширится кругозор, овладеют элементарными знаниями о богатствах недр Урала.

Продукт проекта:

    Занятия НОД

    Выставки рисунков по сказам Бажова.

    Подборка книг и иллюстраций…

    Мини музей камня.

    Презентация отчета «Огневушка поскакушка» Оля Овчарова.

    Макет «Серебряное копытце».

Взаимодействие с родителями:

    Помощь в организации экскурсии в музей камня.

    Экскурсия в магазин «ОбеРЕЖек»

    Изготовление макета «серебряное копытце».

    Подборка книг и иллюстраций к сказам Бажова.

    С помощью родителей создан мини музей в группе

    Вовлечение родителей в проектную деятельность.

    Информация в родительском уголке по ознакомлению детей с культурой Урала…

    Приглашение родителей на занятие «В гостях у хозяйки Медной горы».

Познакомятся с народным фольклором и сказами П.Бажова.

    Информационная папка передвижка с иллюстрациями родного края, природы

    Привлечь родителей к активному участию в образовательном процессе по ознакомлению детей с региональным компонентом.

    Формировать интерес родителей, по обогащению знаний детей о родном городе, о том месте, где они живут.

    Способствовать формированию семейных традиций: совместно посещать краеведческий музей, библиотеку, культурный отдых на природе.

Презентация по сказам Бажова: Огневушка поскакушка, ребенок Оля Овчарова .


Знакомство с коллекцией камней –самоцветов Уральских недр;

Украшение для мамы

- Чтение уральских сказов П.П.Бажова





Предварительная работа:

Рисование героев сказов П.П. Бажова

Беседы Родине, родном крае-Урале.

Заучивание стихов.


Оборудование для реализации проекта:


Шкатулка с ювелирными изделиями.

Поделки из уральских самоцветов Наборы для наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовок)

Коллекция камней, выставка рисунков

Поделки с участием родителей.


Коллективные работы детей и родителей

ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Чтение художественной литературы:

Сказы П.П.Бажова. Серебрянное копытце, Медной горы хозяйка,Огневушка- поскакушка.

Стихотворения: «Любимый город», «Уральские горы», Л.В.Логинова «Стоит гора старушка»

Беседы: «Моя страна – Россия»;

«Откуда родом камешки»

«Кому нужны камни»

«Наш родной город – Реж»;

«Моя семья»;

«Наш детский сад»;

« Природа и быт Урала».

Рассматривание иллюстраций, альбома,картинок «Животные России»,

Оформление папки «Драгоценные камни»

Мультимедийный просмотр –

«Гора самоцветов.»

«Огневушка -поскакушка»,

«Каменный цветок»,

«Серебрянное копытце»,

«Хозяйка медной горы».

Фото отчет проекта, создание мини музея-Уральские самоцветы.

«Детский сад».

Слайд – шоу

«Природные достопримечательности Урала»,

«Ремесло из камня»

Художественно - Эстетическое развитие

рисование:

«Природа родного края»

«Хозяйка медной горы»

«Серебренное копытце»

Не традиционная техника рисования-водная печать (фактура камня),монотипия.

Рисование пластилином

«Животные и птицы»

«Каменный цветок»,

Коллективная работа

«Серебряное копытце» (с использованием бросового материала бумаги картона) «Сад камней», «Бусы для мамы», «Медной горы хозяйка»

Аппликация:

«Красивые горы»

песня «Самоцветы».

ЛЕГЕНДА О РАДУГЕ

В давние давние времена сверкала на небе радуга.Вся она была из драгоценных камней. Сияли великолепные бриллианты, огоньками вспыхивали красные рубины, зеленые изумруды, фиолетовые аметисты. Дивным светом переливался этот небесный мост. Но люди не хотели любоваться прекрасной радугой. Топорами, молотками, лопатами стали они разрушать прекрасную радугу, прятать обломки драгоценных камней в мешки и рухнул небесный мост.

Дорогие камни смешались с пылью и грязью, превратились в ямы и не стало волшебной радуги. Но случилось чудо,один конец радуги не рассыпался,а упал на землю,и там,где он упал, выросли горы. Люди назвали эти горы Уральскими, и вот теперь в глубине Уральских гор хранятся клады драгоценных камней. Но открываются эти камни не всем, а только людям с чистыми руками и добрым сердцем.

МАЛАХИТ - СИМВОЛ ИСПОЛНЕНИЯ ЖЕЛАНИИ, ОН ПОМОГАЕТ ОДИНОКИМ ЛЮДЯМ, СЧИТАЕТСЯ СИМВОЛОМ ЖИЗНИ И РОСТА, ЭТО КАМЕНЬ ГАРМОНИИ И ЛЮБВИ.

ЯШМА-это камень храбрых, послушных, добрых людей.

Янтарь

Легенда «Янтарные слезы»

На берегу моря жил молодой и красивый парень он ловил рыбу и пел песни. А на дне моря жила морская богиня, которую звали Юрата, осердилась Юрате на рыбака, что он пугает ее любимых рыбок. Морская богиня забрала его на дно морское и влюбилась в него, но грозный повелитель богов рассердился и убил рыбача, а Ютаре приковал золотой цепью. Плачет богиня над погибшим рыбаком, а море уносит ее слезы и выбрасывает на берег в виде остывших золотых капель- кусочков янтаря


ФЛЮОРИТ Флюорит получил свое название от латинского слова fluor течение. Камень применяли как стекла в оптических приборах ночного видения. В спрос на флюорит в качестве декоративного материала возрастает. Из драгоценного камня делают украшения: браслеты, бусы, перстни, иногда встречаются шкатулки, подсвечники, пепельницы.






РОЗОВЫЙ КВАРЦ Кварц издревне используется для изготовления украшений у большинства народов мира. Впервые кварц был упомянут Теофастом, затем Плинием, который считал кварц окаменевшим льдом. Происхождение слова «кварц» возможно идет от вендского «twardy» - твердый.


ТОПАЗ Топаз – необыкновенно красивый драгоценный камень, который часто используется в ювелирных украшениях. Как минерал, топаз прекрасно подходит для резки стекла. Добывается чаще всего в кристаллах. Этот камень был назван в честь острова Топазион в Красном море


МАЛАХИТ Малахит это название произошло от греческого "малахе" - мальве (цветок). Малахит представляет собой водный карбонат всех оттенков зеленого цвета. Месторождениями малахита еще в стародавние времена славились Израиль и Древний Египет. Именно там родилось поверье, согласно которому этот камень являлся наилучшим помощником фараонов в принятии решений. Это способствовало популяризации использования малахита для изготовления оберегов, различных украшений и деталей интерьера.






Янтарь Янтарь – это просто восхитительный подарок для нас от Матери-Природы. Янтарь бывает разных цветов – желтый, оранжевый, красный, белый, коричневый, зеленый, синий и почти черный. Очень часто в янтаре можно найти частички растений или насекомых, оказавшихся в янтаре, что имеет большое значение, как для коллекционеров, так и для ученых.


ХАЛЦЕДОН Халцедон получил свое название по местности Халцедон в Малой Азии. Халцедон также именуют «голубой лунный камень», «меккский камень». Халцедон не обычный драгоценный камень. Халцедон наиболее востребованный материал для изготовления украшений, начиная от роскошного вечернего ожерелья до строгих запонок. Доступность драгоценного камня и разнообразие оттенков делают его так популярным для изготовления ваз, статуэток, мозаик, деталей интерьера.

Евгения Полякова
Проект «Удивительные камни»

Паспорт проекта

Программное содержание :

1. Нацелить детей на поисковую и творческую деятельность в детском саду и дома

2. Расширить представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями об объектах неживой природы (камнях , свойствами камней , их особенностями.

3. Учить детей проводить элементарную классификацию по размеру (большой, средний, маленький) ; поверхности (гладкая, ровная, шероховатая) ; температуре (теплый, холодный) ; весу (лёгкий, тяжелый, плавучести (тонет, не тонет в воде) .

4. Развить у детей умение пользоваться приборами - помощниками при проведении экспериментов (оборудование : сосуды для опытов, приборы - увеличительное стекло);

5. Формировать навыки мыслительных действий, анализа, синтеза, классификации и т. д., в процессе познания природной картины мира.

6. Развивать самостоятельность в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности.

7. Воспитывать аккуратность в работе с материалом, уважительное отношение к товарищам и воспитателю.

Актуальность проекта

Огромное значение наряду с игровой деятельностью на протяжении всего дошкольного детства огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социализации играет познавательная деятельность – как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под руководством взрослого. В процессе обучения задействованы все органы чувств ребенка. Для этого ребенок имеет возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус, если это безопасно. В процессе детского экспериментирования ребенок выступает как субъект, самостоятельно строит собственную деятельность, проявляет активность, которая к старшему дошкольному возрасту заметно возрастает.

Важность метода экспериментирования заключается в том, что дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта. В процессе эксперимента, опытнической деятельности идет обогащение памяти дошкольника, активизируются мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения; дети самостоятельно формулируют выводы.

Подобные знания являются осознанными и более прочными. Изучением потребностно-мотивационной стороны, предполагающей наличие у человека собственной активности в познании, занимались такие педагогические мыслители, как Авдеева Н. Н., Мещерякова С. Ю., Берлайн Д. Е., Галимузова Л. Н., Князева О. Л. и др.

Вопросам операционно-техническим, подразумевающим наличие у субъекта определенных умений для выполнения той или иной деятельности, посвящены работы Князевой О. Л., Поддьякова Н. Н., Савинкова А. И.

Многими ведущими педагогами и психологами подчеркивается преимущество данного метода, но в реальной деятельности дошкольных учреждений он применяется неоправданно редко. В настоящее время вопрос технологии организации этого процесса, особенно в младшем дошкольном возрасте, изучен недостаточно.

Осознавая необходимость развития у детей активной познавательно - исследовательской деятельности, при принятии нами активной роли ребенка, одним из направлений моей работы в рамках программы является изучение особенностей детского экспериментирования с природным материалом и внедрения его в своей практической деятельности.

Таким образом, возникшее противоречие, с одной стороны важность и необходимость развития познавательных способностей детей посредством экспериментирования с природным материалом и с другой – отсутствие технологий организации этого процесса с детьми младшего дошкольного возраста привели к выбору темы проекта .

Цель проекта :

познакомить детей и миром камней , различными по форме и текстуре; учить группировать по размеру, цвету, форме; способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению

Задачи проекта :

Провести цикл опытов, экспериментов, занятий и мероприятий по теме;

Провести мониторинг детей по методике Л. Н. Прохоровой «Выбор деятельности»

Организовать фотовыставку опытов;

Разработать информационные листы для родителей с рекомендациями по «Организацией детского экспериментирования в домашних условиях» ;

Подготовить совместными усилиями детей и родителей «Уголок экспериментирования» ;

Провести заключительное мероприятие – занятие-экспериментирование «Письмо золотой рыбки» ;

Организовать мини-музей «Удивительные животные »

Участники проекта : дети, воспитатели, родители.

Необходимые материалы : камни , различные по форме, цвету, размеру; орехи, емкости, вода.

Предполагаемый продукт проекта :

выставка творческих работ детей «Удивительные животные » ;

Список литературы :

1. Виноградова Н. Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой : пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1982.

2. Диагностика экологической воспитанности детей дошкольного возраста. Методические рекомендации. / Сост. Зебзеева В. А. - Оренбург, 2003.

3. Как знакомить дошкольников с природой : Пособие для воспитателей детского сада / Л. А. Каменева, А. К, Матвеева, Л. М. Маневцева и др. Под. ред. П. Г. Саморуковой. - М., 1983.

4. Николаева С. Н. Формирование экологической культуры. Старшая группа // Дошкольное воспитание. - 1996 - № 7-9.

5. Николаева Н. Н. Методика экологического воспитания дошкольников. - М., 1999.

6. Николаева Н. Н. Общение с природой начинается с детства. - М., 1990.

7. Панько А. Е. Развитие познавательных процессов дошкольников. - Минск, 1984.

8. Ясвин В. А. Мир природы в мире игр. - М., 1998.

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап

– постановка целей, определение актуальности и значимости проекта ;

– подбор методической литературы для реализации проекта ;

работа с родителями (разработка) ;

Привлечение родителей к созданию уголка экспериментирования в группе;

– подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, репродукций картин; организация развивающей среды в группе.

Основной этап-практический

– ознакомление детей с камнями (свойствами, характерными признаками) ;

Создание проблемной ситуации;

– проведение опытов, экспериментов;

проведение итогового занятия-экспериментирования;

ознакомление детей с художественными произведениями (сказки, пословицы, поговорки о камнях ) .

Заключительный этап

– создание мини-музея «Эти удивительные камни » ;

Создание поделок из камней «Удивительные животные » ;

Создание презентации для родителей к проведения родительского собрания

Создание фотовыставки опытов;

Анализ результатов проекта .

План работы :

Подготовительный этап

1. Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта .

2. Подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т. п.) .

3. Подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы; дидактических игр, разработка бесед.

5. Привлечение родителей к созданию уголка экспериментирования в группе.

Основной этап :

2-я половина дня :

1) Проблемная ситуация «Поросята хотят построить дом, чтобы спрятаться от волка. Из какого материала его лучше построить (песок, ветки, камень?»;

2) Развивающая игра «Умные камешки»

2-я половина дня :

1) Опыт «Камни . Тонет-не тонет» ; опыт на растворимость в воде песка и камня

2) Стихи, пословицы, поговорки о камнях

2-я половина дня :

1). Опыт «Определение формы, цвета, размера»

2). Занятие-экспериментирование «Письмо золотой рыбки» .

1-я половина дня :

1). Опыт «Определение характера поверхности»

2). Рассматривание камней через лупу

2-я половина дня :

1). Изготовление поделок из камня

2). Чтение сказки П. Бажова «Серебряное копытце»

Заключительный этап :

1-я половина дня :

1). Создание фотовыставки опытов

2-я половина дня :

1). Создание мини-музея «Эти удивительные камни »

2-я половина дня :

1). Организация выставки поделок из камней «Удивительные животные »

Ключевые понятия :Камни , шероховатый, гладкий, тяжелый, тонет

Методическое обеспечение проекта

Ориентировочный план занятия «Письмо золотой рыбки»

Анкета для родителей «Отношение родителей к поисково-исследовательской деятельности детей»