Дворцы памяти. Дворец памяти: техника запоминания Шерлока Холмса

Удержать в голове цифры, формулы, факты и прочие данные становится все сложнее. Виной тому является как Интернет, который кишит обилием разнообразной информации, грузящей наш мозг, так и зависимость от современных гаджетов, ведущая к ослаблению памяти.

Но овладеть удивительной способностью запоминания все же реально, даже в век развитых информационных технологий. Сделать это можно с помощью дворца памяти .

Это своеобразная мнемотехника, о которой знали еще в античные времена. Ее также называют методом Цицерона, римской комнатой, методом лоскутов или чертогами разума. Она позволяет запоминать огромное количество информации в определенной последовательности и тренирует память.

Что же собой представляет такая техника и как ею воспользоваться, Вам расскажет сайт.

Дворец памяти - хранилище огромного количества информации

Метод лоскутов - это, по своей сути, «умственная прогулка». Его суть заключается в том, что человек развивает память через визуализацию. Как это работает?

Сам дворец памяти - это определенное пространство, находящееся в воображении. Это может быть как реально существующий, так и вымышленный объект. Внутри него находятся определенные локации.

Когда нужно что-то запомнить, человек совершает «прогулку» по объекту и запоминает их в той последовательности, в которой они расположены, а затем ассоциирует слово, которое нужно запомнить, с определенной локацией. И когда нужно будет вспомнить его, он просто-напросто может вновь прогуляться по своему дворцу памяти и подойти к определенным местам.

Строим дворец памяти: подготовка и общие принципы создания

На первый взгляд построить такой дворец покажется сложной затеей. Но на самом деле все очень просто.

Сначала Вам нужно подготовить пространство для запоминания. Для этого закройте глаза и выберите хорошо Вам знакомое пространство, из которого Вы хотите сделать дворец памяти. Это может быть кухня, Ваше рабочее место, спальня или же гостиная.

1. Выделите статичные предметы : картину, диван, зеркало, часы, аквариум и так далее. Чем больше таких объектов - тем лучше.

2. Вообразите выбранное пространство. Переходите от одного выделенного объекта к другому. Выучите их расположение таким образом, чтобы Вы могли мысленно перемещаться между ними.

Помещение, отведенное под римскую комнату, обязательно должно быть спокойным. Вы должны его представлять максимально четко.

3. Хорошенько всматривайтесь в каждый выделенный предмет и запоминайте его очертания. Вовсе не обязательно запоминать каждую деталь, будь то пятно, магнитик на холодильнике или кисточку на шторе.

4. Создайте маршрут, по которому Вы будете мысленно передвигаться по Вашей римской комнате. Он не должен быть слишком сложным. Передвигайтесь от объекта к объекту справа налево или наоборот. Дворец памяти готов к дальнейшему использованию.

Как пользоваться дворцом памяти правильно

Когда Ваш дворец уже построен, можете приступать к его использованию. Вспомните локусы, то есть объекты, которые Вы выделили в своей римской комнате.

Далее для каждого слова, которое нужно запомнить, Вы подбираете область в Вашей «квартире» памяти и продумываете ассоциацию с ним. Эта область называется опорным пунктом. Чтобы понять, о чем идет речь, приведем пример.

Допустим, Вам нужно закупить в супермаркете все самое необходимо к ближайшему празднику.

Пускай, это будут следующие слова:

Куриная грудка;
. филе лосося;
. огурцы;
. бананы;
. мандарины;
. открытка;
. подарок любимому человеку.

Теперь передвигайтесь по маршруту и оставляйте на каждом локусе по 1-2 слова. Так, пускай первый объект будет книжная полка. Представьте, что между книгами расположена открытка.

Затем идет настольная лампа. Вообразите, что с нее свисает куриная грудка, за которую зацепилось филе лосося. Далее идет огромный вазон, на котором якобы растут бананы.

Чем необычнее ассоциация и чем ярче эмоции она у Вас вызывает, тем лучше. Ведь запомнить что-то экстраординарное намного проще, чем простое и обыденное.

Подойдя к люстре, вообразите, что с нее свисают огурцы. Посмотрите на батарею и мысленно расположите там мандарины. А когда сядете на диван, под подушкой увидите подарок.

Но как же быть с абстрактными понятиями? Ведь их нельзя вообразить. В этом случае используйте абстрактное мышление. Допустим, любовь - это сердце, а зима - шарф и варежки.

Когда Вы запомните все нужные слова, мысленно пройдите по маршруту, и Вы наверняка увидите их на локусах.

Как видите, запоминать огромное количество информации и развивать свою память очень просто, если применить дворец памяти . Об этой методике известно еще с древних времен. И действительно, она работает. Главное здесь - хорошенько запомнить пространство, которое Вы выбрали, и опорные пункты.

Для того чтобы начать, вовсе не обязательно брать сложные слова и понятия. Для начала попрактикуйтесь на чем-нибудь простом и обыденном. Регулярно тренируйтесь или хотя бы прогуливайтесь мысленно по дворцу. Результат не заставит Вас долго ждать. Вы сможете легко запоминать не только слова, но и цифры, тексты, речи к выступлениям и даже целые учебники.

Вам может быть интересно: Тест лоя проверки памяти.

Большинство людей замечают за собой, что они быстро забывают полученную информацию. Это положение не безнадежно, можно развить свою память, но для этого необходимо потрудиться. Одна из развивающих методик - «дворец памяти» - появилась около 2 500 лет назад. Популярна она и сегодня.

Как возникла методика «дворец памяти»?

Сегодня эта мнемоническая техника имеет множество сторонников, считается, что местом ее зарождения стала Древняя Греция. Некоторые источники приписывают авторство методики Цицерону, но есть и более экзотическая история, в которой Соломон Шерешевский подсознательно воспользовался этим способом. Он был поэтом и читал стихи на празднике, а после его ухода рухнул свод здания, оставив под собой множество жертв. Даже родственники не могли их опознать.

В это время в сознании Соломона начала восстанавливаться полная картина праздника до всего случившегося, он вспомнил все до мелочей и смог указать родственникам на погибших близких. Когда же Соломон проанализировал, каким образом в его памяти проявлялась вся картинка, он смог описать первую мнемоническую технику. На самом деле ее, возможно, успешно применяли и другие люди еще раньше, но информации об этом не осталось.

Что представляет собой методика на практике

Риччи за 10 лет смог выучить китайский язык и хорошо ориентировался в разных диалектах. У него была репутация ученого и мудрого человека. Кроме того что он имел блестящее образование, хорошо владел принципами мнемотехники. Он обучал и китайцев. «Дворец памяти» он строил в зависимости от объема материала, который нужно было освоить и запомнить. Когда информация была особо сложной, он выстраивал здание, которое могло состоять из других помещений разной высоты и величины, но они были соединены между собой логическими связями.

Если учесть, что все эти сооружения возводились в воображении, а использовались в реальной жизни, то можно только догадываться о его уровне совершенства и мастерства в мнемотехнике. В своей практике Риччи допускал использование не только дворцов, но и беседок, общественных зданий и даже храмов, если ассоциации с ними были яркими.

Маттео Риччи благодаря своим способностям смог сдать экзамен и получить в Китае высокую государственную должность - до этого ни один европеец не смог сделать подобное. В экзамен входили произведения китайской поэзии и классики. Лишь 1 % людей сдавал такой экзамен.

Он учил образы и понятия помещать в дворцы, а китайцы успешно использовали эту методику.

Труд Дж. Спенса

Джонатан Спенс - йельский историк - выдал несколько трудов и монографий, среди которых «Дворец памяти Маттео Риччи». В книге описаны сложные мнемонические схемы, которыми пользовался Маттео. И те, при помощи которых он выстраивал свой «дворец памяти». Книга эта есть только в оригинале и не переведена на русский язык. В ней описан основной принцип работы.

Нужно представить, будто входишь в большой дом и видишь комнату, в которой стоят книжные полки и столы. На каждой поверхности в комнате нужно оставить свои воспоминания, пока все места не будут заполнены. Теперь можно переходить в другую комнату, вызывать актуальные воспоминания, снова возвращаться назад тем же путем и активизировать оставленные идеи.

Насколько реально освоить технику «дворец памяти»

В примитивном виде люди используют мнемонические техники в реальной жизни, даже не догадываясь об этом. Когда идут за чем-то в комнату, а придя, не помнят, что хотели, тогда они возвращаются обратно и восстанавливают картинку, вспоминая, что им было нужно. Это работает, но методика «дворец памяти» подходит не всем. Человек с творческим потенциалом и развитым воображением может успешно освоить эти механизмы.

Если с фантазией есть проблемы, то можно использовать простые мнемонические системы, которые помогают развивать память. Их достаточно для того, чтобы успешно и планомерно работать над собой.

Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Метод Цицерона, Римская комната или метод локусов – названия одного и того же приёма, основанного на построении дворца памяти. После его создания человек может запоминать большие объёмы информации (числа, слова и т.п.) в определенной последовательности. В статье вы узнаете, как построить дворец памяти, как им пользоваться и каких ошибок следует избегать.

Зачем нужен дворец памяти и как им пользоваться?

Дворец памяти – некое пространство с определенными статичными объектами, которое человек может воссоздавать в своём воображении.

Звучит сложно, но на деле это гораздо проще, чем кажется. Попробуйте закрыть глаза и представить свою кухню или своё рабочее место. Получилось? Считайте, что основную часть работы по проектированию простейшего дворца памяти вы уже сделали.

Как подготовить дворец памяти к запоминанию

Шаг первый:

Выберите пространство, которое вы превратите в свой дворец памяти. Лучше взять одну из комнат вашей квартиры, потому что вы там часто бываете, а значит, представить это место в своём воображении не составит труда.

Шаг второй:

Выделите предметы, которые не меняют своего места. Это может быть холодильник, телевизор, картина на стене, раковина, настенные часы, аквариум или кондиционер. Постарайтесь отметить как можно больше таких объектов.

Шаг третий:

Представьте выбранное пространство. В своём воображении последовательно переходите от одного выделенного в предыдущем шаге объекта к другому. Вам нужно убедиться, что вы знаете их расположение и можете мысленно перемещаться между ними.

Шаг четвёртый:

Проработайте очертания каждого из выделенных предметов. Вам не нужно запоминать мельчайшие детали (каждый магнитик на холодильнике, точное изображение картины на стене и т.д.). Вы не должны видеть пятно или что-то совсем непохожее на ваш объект, но и излишний фанатизм только навредит.

Шаг пятый:

Вам нужно определить последовательность, с которой вы будете мысленно перемещаться между выделенными объектами. Проще говоря, создать маршрут. Не делайте его сложным: перемещайтесь слева направо или справа налево. Чем проще, тем удобнее.

Всё, ваш дворец памяти готов к использованию.

Как пользоваться дворцом памяти?

Сначала введу новое слово: локус . Локус – это те объекты, которые вы выделяли в своём дворце памяти, это одна «станция» вашего маршрута.

Важно : можно выделять для запоминания детали одного объекта, например, брать не весь холодильник, а отдельно дверцу, морозильную камеру и т.д. Тогда локусами будут дверца и морозильная камера, а не холодильник в целом.

Механизм использования дворца памяти легче всего продемонстрировать на примере. Допустим, у нас есть случайный набор слов и какой-то маршрут.

Слова: мороженое, футбольный мяч, смартфон, окунь, палитра, жёлудь, лошадь, молоко, любовь, декабрь.

Теперь идём по маршруту и оставляем на каждом локусе по одному или по два слова. Давайте на первых двух оставим по одному, а потом будем оставлять по два.

Допустим, первый локус – книжная полка. Представляем, как на ней между книг лежит тающее мороженое.

Стул. Позвольте своей фантазии положить на него огромного окуня, на которого сверху давит метровый смартфон.

Примечание :
Запоминаемые предметы и локусы должны быть примерно одного размера. Несоответствие реальности допускается. Также, поскольку мы читаем слева направо сверху вниз, то слово, которое идёт раньше, должно быть выше. Именно поэтому смартфон находится над окунем.

Батарея. Представьте, что в неё вколочен большой жёлудь, из которого сверху торчит палитра.

Люстра. За край люстры зацепился пакет молока, в который вцепилась зубами висящая лошадь.

Примечание: У многих существительных воображаемый образ очевиден: нужно запомнить кота – представляем кота, ручку – ручку. Но существуют и абстрактные понятия, образ которых не всегда очевиден (чувства, эмоции, названия городов и стран, имена и т.д.). Тогда нужно использовать ассоциативное мышление. Любовь у меня ассоциируется с сердцем, а декабрь с подарком, потому что у меня в декабре день рождения и Новый год вдобавок. И да, ассоциации могут быть сугубо индивидуальными, нелогичными и странными. Критерий один: вы должны их понимать.

Представляем вешалку, на которую насадили сердце, к которому снизу привязан подарок.

Всё. Мы запомнили эти слова.

Теперь самое интересное: мы мысленно проходим по маршруту и видим на локусах те слова, которые запоминали. Возьмите те же слова или какие-нибудь другие и попробуйте разместить их в своём дворце памяти. Это работает!

Дворец памяти универсален. Пример со словами я взял потому, что он самый простой и повторить это сможет любой новичок. Но вы можете оставлять на своих локусах также и , или даже размещать в своих дворцах памяти целые учебники.

Ошибки, которые часто допускают при создании дворца памяти:

  1. Использование одинаковых локусов. То есть, если у вас на маршруте будет два одинаковых объекта (две абсолютно одинаковые тумбочки, например), вы будете их путать. Это приведёт к ошибкам. Можно использовать однотипные локусы, вроде люстр разного вида или аквариумов разной формы, но одинаковые использовать нельзя.
  2. Ошибки, связанные с передвижением по дворцу памяти. Лучше всего будет выбрать одно общее правило для всех маршрутов и придерживаться его. Тогда вы точно будете знать, что за чем идёт.
  3. Забывание локусов. Вы должны хорошо знать свой дворец памяти. Непозволительно иногда пропускать некоторые из локусов. Регулярно тренируйтесь запоминать или хотя бы просто прогуливайтесь по своему дворцу памяти.

О том, как расширить свой дворец памяти и запоминать больше и быстрее, вы можете прочитать в .

Кто из нас, учась в школе или университете, не мечтал запоминать и обрабатывать информацию со скоростью компьютера, а то и лучше? Времена Джони Мнемоника мы вряд ли увидим, но для того, чтобы не только хранить в своей голове огромные массивы информации, но еще и умело доставать именно то, что нужно, совсем не обязательно встраивать себе в голову компьютерный девайс. Хотя я лично знаю несколько людей, которые были бы в восторге от такой идеи;)

©photo

Вы уже могли ознакомиться со статьями про тренировку памяти «Тренировка памяти: кембриджский тест», « » и « ». Если они заинтересовали вас, то уверена, что метод быстрого и эффективного изучения иностранных слов будет вам не менее интересен. Те, кто любит экономить время, сразу вспомнит про мобильные переводчики. Но вы ведь не будете подглядывать в свой словарь, признаваясь девушке в любви, например, на французском? И даже если все равно прибегните к помощи техники, вам все равно нужно будет это выучить!

Итак, начнем. Постараюсь ознакомить вас с техникой вкратце. Потому что для достижения действительно высокой эффективности, вам все же придется прочесть книгу полностью. Материал взят из книги Доминика О’ Брайена «Как развить абсолютную память».

Для того, чтобы быстро запоминать иностранные слова, вам не обязательно монотонно зубрить и корпеть над словарем в течении долгого времени. Тем более, что вполне вероятный исход такой зубрежки - просто сдача норматива и дальнейшее полное «испарение» выученного из вашей головы. То есть информация, конечно, останется в вашем мозгу (оттуда, в отличие от нашей памяти, ничего не исчезает), но вот снова достать ее будет довольно сложно.

Чтобы ваше время и усилия не были потрачены зря, попробуйте заучивать слова с помощью построения ассоциаций, связок и своеобразных «дворцов памяти».

Шаг 1. Представьте себе хорошо знакомый вам город. Нарисуйте в голове его подробную карту - парк, стадион, магазин, ресторан и т.д.

Шаг 2. Используйте ваше воображение и ассоциацию - это поможет иностранному слову самому подсказать вам ключевой образ.

Шаг 3. Разместите ваш ключевой образ в месте, которое логически бы соответствовало значению слова на вашем родном языке.

Шаг 4. При объединении вашего ключевого слова и места привязки вообразите себе какую-нибудь яркую картинку, которая бы связывала их вместе.

Далее вы можете выделить в своем городе места для глаголов (стадион, спортивный комплекс и т.д.), прилагательных (парк), существительных и т.д., а также выделить в городе район для слов мужского рода, женского и, если потребуется, среднего рода. И, конечно же, придумать связку как можно более яркую и необычную. Чем более нереальной и преувеличенной получается картинка, тем больше шансов, что вы ее запомните гораздо лучше.

Пример из книги будет сложно привести, потому как она написана человеком, родной язык которого - английский. Нам же довольно сложно найти схожие слова в русском (украинском) языке с, например, итальянским. Но если у вас довольно развитое воображение, то это не составит вам особого труда.

Итальянское слово «correre» (бегать) произносится примерно как «коррере». С этим словом может возникнуть сразу несколько ассоциаций. Так, которая первой появилась у вас в голове, и будет основной. Мой ключевой образ - «карьер». То есть я могу представить себе какой-нибудь карьер, где добывают, например, уголь. Так как «correre» означает бегать, значит я могу представить себе человека, бегущего по карьеру. А карьер может находиться, например, на огромном стадионе.

Это самый простой пример. В идеале, вы должны придумать для своих слов такие связки, которые потом можно связать в единое целое. Позвольте словам вести по вашему городу и распространяться по различным районам.

Конечно, прочитав это впервые, вы можете подумать, что этот способ абсурден. Поверьте, даже я, набирая этот пост, на ходу буквально за 5 минут нашла слово и связку. Может не так правильно и идеально (все-таки в первый раз), но этот метод вполне реален. Автор книги предупреждает, что у вас может не получиться с первого раза и, возможно, первые шаги отнимут довольно много времени и усилий. Но наша память - это наше богатство. Развивая наш мозг, мы продлеваем себе жизнь, наполняя ее красками и звуками до самого конца.

В книге «После трех уже поздно» японский профессор Массару Ибука утверждает, что до определенного времени ребенок впитывает информацию вокруг себя. Он не учит, не зубрит, он просто изучает, понимает и осознает. Потом, взрослея, человек теряет этот дар и ему приходиться уже прилагать усилия - учить и зубрить. Другие же, доказывая это собственным примером, утверждают, что ослабление памяти и внимания происходит не потому, что мы стареем (за исключением медицинских причин), а потому что расслабляемся и перестаем тренировать наш мозг и память. Да, приходиться тренироваться, учиться и постоянно совершенствоваться (нам же уже больше трех лет), но за ваши труды вам воздастся. Особенно в почтенном возрасте. Тем более сейчас, когда запоминание списков, расписания встреч и номеров телефонов мы полностью доверили своим цифровым товарищам.

Тренируя свою память и мозг мы не теряем зря время - мы продеваем себе полноценную жизнь!

Сегодняшний темп жизни и скорость обновления научных и практических знаний, используемых современным человеком в работе, да и в повседневной жизни, ставит перед многим вопрос о том, как запоминать больше и помнить дольше значимые объемы разнообразной информации.

К сожалению, в большинстве учебных заведений не преподают такую дисциплину, как мнемоника, обучающую различным техникам, способам и методам запоминания и хранения знаний. «Дворец памяти» — одна из древнейших мнемотехник. В этой статье мы расскажем о ее истории, различных модификациях и возможностях практического применения.

Как работает память?

Не углубляясь в научные изыскания, напомним, что же это за процесс - память. Информация, попадающая в наш мозг, проходит четыре основных этапа:

Запоминание;

Сохранение;

Извлечение;

Забывание.

В процесс запоминания вовлекаются все органы чувств, фиксирующие поступающую информацию: глаза, отмечают цвет и яркость шрифта, нос улавливает запах библиотеки или свежей типографской краски, уши слышат шуршание страниц, а руки «помнят» тяжесть книги и фактуру ее обложки.

После получения всей информации мозг посредством нервных импульсов передает все сведения в гиппокамп - особый парный участок коры головного мозга, выполняющий функцию контроля за качеством сохраняемой информации. Согласно исследованиям, именно этот участок мозга некоторое время удерживает выделенные в потоке нервных импульсов важные данные, а затем перенаправляет их в кору полушарий, где и находится основное хранилище. Таким образом, гиппокамп отвечает за кратковременную, а кора мозга - за долговременную память.

Однако всегда перед человеком остро стояла проблема нахождения необходимой информации в нужное время в «закоулках» своей памяти.

Немного истории

В процессе повествования об искусстве памяти и используемых мнемонистами техниках и приемах постоянно вспоминается крылатая фраза о том, что все новое - это хорошо забытое старое. Большинство мнемотехник, успешно применяемых сегодня, были описаны еще в 82 году до н. э. в кратком пособии по риторике Rhetorica ad Herennium. Изложенные в этом фолианте мнемонические способы, техники и тренировки памяти довольно широко использовались как в древние, так и в Средние века.

Юрист Питер Равенна, живший в XV веке, использовал такую технику, как дворцы памяти, для запоминания слов и цитат. Причем количество дворцов в его случае исчислялось не десятками, а тысячами, и в них в алфавитном порядке хранились ключевые фразы и цитаты по важным для него темам. Об этом методе он рассказал в своей книге «Феникс», вышедшей в конце XV столетия.

Наравне с логикой, грамматикой и риторикой, методики являлись основой классического европейского гуманитарного образования. Студентов не только заставляли заучивать материал, но и объясняли, каким образом это делать.

Современные политики и бизнесмены прекрасно знают, как построить дворец памяти и использовать эту мнемотехнику для достижения собственных целей.

Кто автор?

Сегодня невозможно точно определить, кто же первым создал и использовал методику запоминания огромного количества имен, исторических дат, цитат и фактов - древнегреческий поэт Симонид или римский оратор Цицерон. Суть используемой ими техники состояла в том, что необходимую информацию они располагали в хорошо знакомом им здании. В воображении они наполняли комнаты этого строения образами, ключевыми словами - в общем, всем тем, что хотели запомнить. В дальнейшем в любое время можно было воспроизвести в воображении само здание, пройтись по нему и вспомнить все, что необходимо. Позднее эту методику стали называть дворец памяти, метод Цицерона, техника дорог.

Римские комнаты, или дорога Цицерона

Если учесть, насколько давно жил древнеримский оратор и философ не придется удивляться тому, что ему приписывают несколько вариантов использования мнемотехники. Согласно одной из версий, готовясь к публичным выступлениям, он ходил по многочисленным комнатам собственного дома и располагал в них различные тезисы, цитаты и даты. Выступая, он мысленно повторял свой путь и выдавал необходимые сведения. Другая версия гласит, что для запоминания этот римский ритор использовал дорогу, по которой ежедневно ему приходилось ходить. Конечно, будучи наблюдательным и внимательным человеком, Цицерон знал все ее особенности, к которым и «привязывал» нужные ему предметы, факты и т. д.

Религиозная история

В Средние века, особенно во времена инквизиции, перед служителями церкви особо остро вставала проблема запоминания больших объемов различной информации. Религиозным деятелям того времени нужно было не только знать Священное Писание и молитвы, но также помнить все типы, виды прелюбодеяний, грехов, да еще и признаки ведьм... Именно в это время мнемоника становится тайной областью знаний. Человек, способный обучить других помнить все самое важное, очень высоко ценился в то время. Вряд ли той эпохи читали или слышали о таких мнемотехниках, как дворец памяти или дорога Цицерона. Они придумали и использовали схожую методику, называемую театрами памяти. В воображении создавали помещение с четырьмя стенами, на каждой из которых располагалось по несколько ярусов со множеством мест. Заполняя подобные «театры», священнослужители запоминали всю необходимую им религиозную информацию.

Джулио Камилло пошел дальше и создал реальный театр памяти, выстроенный из дерева, который был подарен французскому монарху. Туда могли входить два человека: сам Камилло и король, где правителю объясняли, как запомнить все, что угодно.

Чем прославился Маттео Риччи?

Средневековый католицизм прославился стремлением «привести» к своей «истинной» вере народы, исповедовавшие другие религии. Одним из католических миссионеров в Китае XVI века был иезуит Маттео Риччи. Это был образованнейший человек своего времени: математик и картограф, переводчик, сумевший впервые установить постоянные культурные взаимоотношения между китайским обществом и христианской Европой. Кроме того, в истории его имя сохранилось и из-за блестящих мнемонических способностей, благодаря которым он стал первым, и на долгие годы единственным европейцем, сумевшим выдержать в Китае экзамен на получение высокой государственной должности.

Иезуитская мнемотехника

За десять лет Риччи, взявший в Китае имя Ли Ма-доу, не только сумел выучить китайский язык и несколько региональных диалектов, но и прослыть весьма мудрым и ученым человеком. В этом ему помогло не только блестящее образование, но и владение иезуитской мнемотехникой, которой он обучал китайцев. Дворец памяти Маттео Риччи строил исходя из объема материала, необходимого для запоминания. В самых сложных случаях могло состоять из множества различных по высоте и размерам сооружений, соединенных между собой. Риччи считал, что для лучшего запоминания можно использовать не только дворцы, но и различные бюрократические учреждения и храмы, декоративные беседки и Именно в такой «составной» дворец памяти он предлагал своим китайским ученикам помещать образы и понятия, необходимые для запоминания. Китайцы воспользовались предложенной им методикой, но в католическую веру не перешли. Следует отметить, что современные буддисты почитают Маттео Риччи как бога-покровителя всех часовщиков — Ли Ма-доу.

В чем суть метода?

Независимо от того, как называют эту мнемотехнику - техникой опорных образов или локаций, методом матриц или геометрических мест, дворец памяти или чертоги разума, основа ее эффективности всегда одна. Человек создает в своем воображении образ хорошо знакомого и эмоционально близкого пространства, неважно, комната ли это в студенческом общежитии или Рыцарский зал Эрмитажа, рабочий офис или любимый уровень компьютерной игры DooM или Heroes of Might and Magic.

Фактическая информация, которую необходимо запомнить, превращается в яркие ассоциативные образы, размещаемые в воссозданном в воображении человека, хорошо знакомом и эмоционально приятном пространстве. Когда возникнет необходимость вспомнить тот или иной факт, припоминаете, куда вы его поместили, и оправляетесь в мысленное путешествие по дворцу памяти, своей комнате или уровню компьютерной игры.

Психологические механизмы

Такие мнемонические техники, как дворец памяти или метод локуса, используют превращение запоминаемой информации и фактов в яркие визуальные картинки, помещаемые и связываемые с определенными точками эмоционально значимого и знакомого пространства. В результате таких интеллектуальных манипуляций мозг создает новые нейронные связи и ассоциации между сведениями, которые необходимо запомнить и в дальнейшем воспроизвести, и образом того или иного места. Благодаря чему в результате образной визуализации и проработке развивается человеческая память.

В самом начале, только осваивая эту технику, лучше ограничиться небольшим и очень хорошо знакомым помещением, к примеру, собственной комнатой. Итак, что же нужно сделать, чтобы «возвести» собственный дворец памяти? Методика проста, вот основные шаги:

1. Определиться со своим дворцом памяти. На первых порах, для того чтобы разложить воспоминания, может хватить письменного стола и Если не хватает, то можно использовать и остальные предметы мебели и пространство. Вместо комнаты можно «выстроить» факты вдоль вашей дороги на занятия или работу. Дворец памяти или метод локуса лучше всего работает, позволяя размещать большее количество запоминаемой информации, когда воспроизводимое в воображении пространство реалистично и детализировано.

2. Прокладываем маршрут. Создав собственный «ментальный» дворец, важно продумать пути вашего передвижения по нему. Если нужно запомнить информацию в строго определенном порядке, то и маршрут передвижения должен быть очень четким и желательно простым. Проще всего использовать в воображении тот же путь, что существует в реальности. Например, войдя в комнату в первую очередь вы видите телевизор, затем диван, а только потом - рабочее место.

3. Выбираем хранилища. Очень важный шаг, так как при использовании методики (дворец памяти/разума) вам предстоит расставить по этим местам все необходимые цифры, факты и имена. Стоит помнить о том, что на один предмет можно накладывать одну мысль, иначе возможна путаница, и метод окажется бесполезным. Желательно, чтобы предметы заметно отличались друг от друга, так будет проще вспоминать.

4. Помните: дворец памяти - техника, эффективно работающая только в том случае, если вы знаете созданный вами дворец, как свои пять пальцев, и помните наизусть все его детали. Те, кто практикует это метод, рекомендуют нарисовать чертеж ментального хранилища и обозначить на нем места, где хранится информация. Сверяя виртуальный образ с нарисованной вами схемой, вы сможете проверить, насколько точно вы привязали его к предмету.

Как его использовать?

Но вот все подготовительные этапы пройдены, и, наконец, к запоминанию готов ваш дворец памяти.

Методика его наполнения довольно проста: нужно заполнить небольшим количеством информации каждый предмет. Чем больше характеристик - тем лучше. Представляйте запах, цвет, фактуру и текстуру каждого предмета, наделите его той или иной эмоциональной окраской. Если предстоит запомнить большой объем связной информации, то разместите ассоциативные предметы последовательно, связав их между собой. Чем более экстравагантными и даже абсурдными будут использованные вами ключи и образы - тем лучше. Например, Белый Медведь в Валенке размера 6 Максимум поможет вам легко вспомнить марку и модель нового суперавтомобиля от известного концерна.

Вместо заключения

Не стоит надеяться, что дворцы памяти - это легкий и быстрый способ подготовиться к экзамену или публичному выступлению. На самом деле это доступная методика, благодаря которой действительно можно улучшить память. Вот только заниматься придется регулярно, постоянно тренируя собственное воображение и различные виды памяти. Начать можно с малого - со своего рабочего места или комнаты. Главное, чтобы каждое воспоминание «лежало» на своем месте, ведь тогда его будет легко отыскать. Древние говорили о том, что дорогу осилит идущий, так, может, пора в путь?