Что работа с родителями. Работа с родителями обучающихся

Как работать с родителями учеников. Несколько рецептов и практических советов

Родители учеников мне видятся мощнейшей группой поддержки учителя. Они – важные помощники в нашем с вами деле, нам надо лишь разумно и грамотно построить работу с ними. Воспитывайте, информируйте, учите, образовывайте родителей своих учеников.

Мы, учителя работаем много. Мы делаем в школе столько всего, что порой забываем об одной очень важной сфере нашей деятельности – работе с родителями. Как сделать родителей учеников своими соратниками, союзниками, помощниками? Как мне представляется, это является первым и главным рецептом в работе с родителями учеников. Итак, повторюсь…

Рецепт первый:

Сделайте родителей учеников своими соратниками, союзниками, помощниками.

Родители учеников мне видятся мощнейшей группой поддержки учителя. Они – очень нужные и важные помощники в нашем с вами деле, нам надо лишь разумно и грамотно построить работу с ними. При этом ни в коем случае не следует бесконечно просить с родителей учеников денег на разные нужды. Гораздо лучше организовать их помощь нам в каких-то конкретных школьных и внеклассных делах. Организовываете мероприятие, вечер, олимпиаду – обращайтесь за помощью к родителям учащихся. Распишите максимально подробно, кто за что отвечает. Наверняка, среди родителей ваших учеников найдётся инициативная группа, которая не откажет вам в помощи, и станет вашей группой поддержки.

Очень поможет в вашей учительской работе постоянная телефонная связь с родителями ваших учащихся. Заведите привычку в экстренных или каких-то важных ситуациях, в трудных случаях обзванивать родителей учащихся по вечерам. Несколько ваших учеников прогуливают уроки? Сразу же за этим должна следовать немедленная реакция учителя – вечерние звонки домой прогульщикам. Плохие результаты важного теста, слабая успеваемость – звоните родителям. Не оставайтесь с проблемами один на один, тем более это – не совсем ваши проблемы, а вернее сказать, совсем не ваши проблемы. Их решению во многом поможет постоянная телефонная связь с родителями учащихся. Во-первых, родители наших учеников иногда просто не в курсе всех учебных дел своих детей. Так давайте постоянно вводить их в курс дела. Дети многое от них скрывают, а ходить постоянно в школу большинству родителей некогда. Во-вторых, в конце концов, это – не ваши родные дети. Почему вы все тяготы обучения и воспитания должны брать на себя?! Ведь наши ученики, к счастью, не сироты. Так что максимально привлекаем родителей к делу воспитания подрастающего поколения. И поймите, это – не телефонные вечерние жалобы, а поиск помощников и соратников в вашем нелёгком деле. Да и потом, кому как не родителям следовало бы заниматься своими детьми и быть в курсе всех их дел? Так давайте их к этому мягко и умно привлекать, используя современные средства связи. Да и, наконец, это – ваша обязанность, держать родителей в курсе дел их детей. Уверяю вас, постоянные вечерние обзванивания родителей проблемных детей во многом решат проблемы с ними. По крайней мере, мы, учителя, должны хотя бы попытаться разделить ответственность за учащихся, повешенную на нас обществом и системой образования, с их родителями. Они ответственны за своих детей в большей степени, чем мы, педагоги.

Филологическая объяснялка.

Английское выражение: to row (sail) in the same boat with somebody.

Дословный перевод: плыть на одной лодке с кем-либо.

Русский эквивалент: действовать сообща, быть связанным общим делом с кем-то.

Помните, уважаемые коллеги, что с родителями учащихся надо плыть на одной лодке.

Рецепт второй:

Используйте родительские собрания и индивидуальные встречи с родителями для их информирования не только об учебном процессе и текущей успеваемости их детей, но и о возрастной психологии, а также о проблемах воспитания подрастающего поколения.

Другими словами, не упускайте ни одного шанса провести умную, содержательную беседу с родителями своих учеников.

Мы же, как правило, на родительских собраниях ограничиваемся простым перечислением фамилий учеников с оглашением их текущих оценок. При этом мы сопровождаем всё это своими комментариями, резкими замечаниями и указаниями.

Рецепт третий:

Время от времени устраивайте для родителей учеников открытые уроки по своему предмету .

Я преподаю английский язык. Лично у меня именно после таких уроков, когда родители почувствовали всю сложность изучения иностранного языка, отношения с ними каким-то чудесным образом не просто улучшились, но и потеплели. Ведь, согласитесь, уважаемые коллеги, мы с вами большую часть времени работаем за закрытой дверью своего кабинета. Мало кто из родителей видит титанические усилия учителя по вкладыванию знаний в головы учеников. Мало кто из них представляет себе, что значит на одном уроке запомнить 5-7 новых слов, прочитать иностранный текст и ответить на вопросы, написать короткий диктант и выучить новую грамматическую структуру. Не надо нам, учителям, боятся всё это родителям учеников наглядно продемонстрировать. Когда они уйдут с нашего открытого урока, почти ничего там не поняв и ничего с этого урока не запомнив (я всегда их спрашиваю после урока повторить изученные там слова!), то, поверьте, их отношение изменится, хоть чуть-чуть.

Сделайте традицией, приглашать родителей на свой урок. Только не на любой, а тот, который считаете нужным и готовите особо. Для отчаянно смелых педагогов предлагаю провести урок преподаваемого вами предмета С РОДИТЕЛЯМИ УЧЕНИКОВ. Их дети пусть же при этом сидят гостями на таком необычном уроке где-то в конце класса.

Рецепт четвёртый:

Распечатывайте некоторые материалы по педагогике, возрастной психологии и воспитанию детей и раздавайте их родителям учеников на собраниях.

Другими словами, воспитывайте, информируйте, учите, образовывайте родителей своих учеников .

Мне кажется, с распечатыванием и копированием материалов сейчас проблем нет. Мне также кажется, мы не используем этот ресурс в должной мере для работы с родителями. Ну, представьте себе, уважаемые коллеги, кто из родителей ваших учеников, придя с работы домой, возьмётся читать книги по педагогике и воспитанию детей. Представили? А мы, учителя, можем раздавать им самые интересные материалы по этой тематике прямо на родительских собраниях. При чём, не стоить копировать и раздавать родителям скучные и слишком научные статьи о том, как правильно воспитывать детей. Надо раздавать яркие, запоминающиеся материалы, с образными сравнениями и многочисленными вопросами к читателям. Такие материалы, которые написаны живым ярким языком и заставляют о многом задуматься.

Разумеется, уважаемые коллеги, я не врач, чтобы прописывать вам рецепты. Я абсолютно уверена, что вы найдёте и другие СВОИ формы работы с родителями. Главное, что мы с вами должны научится использовать эту силу (силу родителей) в мирных целях и на пользу учебному процессу и детям.

Я уверена, превратить родителей учеников в своих соратников и помощников можно собственным спокойствием и интеллектом, своей образованностью (именно образованностью, а не образованием!) и компетентностью, своим профессионализмом и знанием дела, а ещё своим оптимизмом, юмором и просто благородством души. Такова уж наша учительская судьба – продолжать учить детей и просвещать их родителей всегда. Не смотря ни на что, нести людям свет и добро. Ведь материальных ценностей от нашей с вами работы может и не прибавляться, но света и добра вокруг должно непременно увеличиваться.

Так что, уважаемые коллеги, хватит жаловаться и сетовать на трудности учительской жизни. Вместо этого пойдёмте в класс. Пойдёмте сеять!

Успехов!!!

Всегда ваша соратница по работе с родителями и коллега по учительскому цеху, а также союзница во всех педагогических починах Бикеева Алина Сергеевна.


Светлана Федосеева
Статья «Как организовать работу с родителями»

Статья «Как » .

Светлана Федосеева.

Статья «Как организовать работу с родителями » .

ГБДОУ № 64 г. Санкт-Петербурга

Воспитатель : Федосеева Светлана Евгеньевна.

Известно : для того чтобы воспитательная работа была результативной , необходимо объединение усилий педагога и родителей , создание особой формы общения между ними.

Прежде всего нужен тщательный анализ собственной педагогической деятельности, без чего трудно выбрать подходящие методы взаимодействия с детьми – «свою педагогику» . Любая авторская методика – это «пиджак с чужого плеча» , который не может «прийтись по фигуре никому другому, кроме его автора, если не сделать соответствующую «подгонку» .

В ходе анализа деятельности у воспитателя возникают вопросы, на которые нужно найти ответы : какие задачи я ставлю перед собой? Какие методы считаю наиболее плодотворными? Что приемлемо для моих детей? Как я могу осуществить намеченные планы вместе с детьми и их родителями в конкретных условиях?

В начале работы была поставлена задача – установить доверительные отношения с родителями на основе доброжелательности с перспективой на сотрудничество. Было решено, что на первом этапе при общении с родителями необходимо отмечать положительные стороны личности ребёнка, т. е. не сосредотачиваться на негативных сторонах и проявлениях его характера – «переставить акценты» . Для этого следует внимательно наблюдать за поведением детей в игровой и учебной деятельности, работать индивидуально с каждым ребенком.

Сформируем цели первого этапа работы :

Установить контакт с каждым ребенком и его родителями ;

Сделать более разнообразными совместную деятельность и общение;

Стремиться жить жизнью ребенка.

Следующий этап – знакомство с условиями жизни и воспитания ребенка в семье, закрепление установки на сотрудничество. На этом этапе большое значение имеет профессионализм воспитателя : его умение убеждать родителей , вызывать у них доверие, проявлять тактичность, касаясь сложных семейных отношений. Воспитатель заинтересован в гармоничных отношениях между родителями и детьми , поэтому должен прилагать максимум усилий для того, чтобы родители освоили педагогические знания, навыки и умения, понимали возрастные особенности и возможности ребенка. Только так воспитатель получает возможность косвенно влиять на формирование благополучных условий жизни и воспитания детей в семье, что в дальнейшем непременно отразиться на установлении доверительных отношений между педагогом и родителем . Сообщая родителям об особенностях поведения ребенка на занятиях и в игре, о его коммуникативных навыках и т. п., важно не занимать «судейскую» позицию, а помнить : воспитатель – партнер в воспитании и становлении личности. Поэтому так важно добиться активной воспитательной позиции родителей , вызвать у них желание узнать своего ребенка, оценить свои взаимоотношения с ним, способствовать его интеллектуальному и эмоциональному развитию.

Повторю : положительные результаты в воспитательной работе возможны лишь при условии доверительного общения педагога и с детьми, и с родителями , а для полноценного диалога необходимо определить запросы родителей , согласовать с ними режим работы , выработать общие требования к поведению ребенка в семье и дошкольном учреждении. В этом мне помогло анкетирование, которое позволило в короткий срок собрать обширный и разнообразный материал по темам : «Особенности воспитания ребенка в семье» , «Оценка детей родителями » , «Что Вам мешает в общении с ребенком?» , «Каким Вы видите своего ребенка?» , «Как Ваш ребенок общается со сверстниками?» .

Для пополнения педагогических знаний родителей были проведены консультации : «Азбука настроений» , «Азбука общения» , «Особенности общения ребенка первых семи лет жизни с взрослыми и сверстниками».

Родительские собрания у нас , как правило, проходят нетрадиционно. Одно из них было организовано в форме КВН . Его сценарий разрабатывался с учетом особенностей детей и запросов родителей , а проведению предшествовала большая совместная работа с привлечением педагогического коллектива, детей и родителей .

Еще одна нетрадиционная форма работы – ведение «летописей»

В течение года на страницах альбомов описываются события из жизни детей, участниками которых могут быть и родители . Одна из таких летописей называется «День за днем» , в ней слова благодарности родителям за помощь в изготовлении пособий, за отремонтированную мебель и т. п. – за все, что они делают для того, чтобы помочь воспитателю в его нелегком труде. Страницы этой летописи с благодарностью читают те, кто неравнодушен к тому, как живется ребенку в детском саду. Остальных же они заставляют задуматься : чем я могу помочь дошкольному учреждению?

В летописи «Про нас для всех» собраны высказывания людей, которые помогают взрослым правильно оценить их поведение, лучше понять их и себя.

Летопись «Приглашаем в гости» начинается так : «Вы хотите знать все о сверстниках ребенка? Что они делают дома? В каие игры играют? Какие песни поют? Какие стихи читают? Какие телепередачи любят смотреть? Об этом Вы можете узнать не только на страницах нашей книги, но и побывав в гостях друг друга…»

Читая эту «летопись» , можно узнать о «секретах» воспитания в каждой семье, найти что-то интересное, присущее только этому дому, и даже получить рецепт семейного блюда.

Важное условие моей работы – быть внимательным и к родителям , и к детям. Руководствуясь известными изречениями Дейла Карнеги «Наша жизнь такова, какой её делают наши мысли» и «Счастье в том, чтобы отдавать, делать добро» , главные ценности мы находим в тесном общении с детьми и родителями .

Публикации по теме:

Как организовать посещение музея? «Как организовать посещение музея?» Известно, что Санкт-Петербург-город музеев, их более трёхсот - больших и маленьких, известных и не.

Консультация для родителей «Как правильно организовать сон ребёнка» «Как правильно организовать сон ребёнка» Правильная организация сна - одна из важнейших задач физического воспитания маленьких детей. Ложиться.

Как организовать детские зимние игры и забавы Известно, что для физического развития и укрепления организма детям необходимо как можно больше времени проводить на свежем воздухе, и зима.

«Как организовать двигательную деятельность детей зимой на прогулке» Консультация для педагогов воспитателя Ефимовой Натальи Николаевны.

Сделайте родителей учеников своими соратниками, союзниками, помощниками.

Родители учеников мне видятся мощнейшей группой поддержки учителя. Они - очень нужные и важные помощники в нашем с вами деле, нам надо лишь разумно и грамотно построить работу с ними. При этом ни в коем случае не следует бесконечно просить с родителей учеников денег на разные нужды. Гораздо лучше организовать их помощь нам в каких-то конкретных школьных и внеклассных делах. Организовываете мероприятие, вечер, олимпиаду - обращайтесь за помощью к родителям учащихся. Распишите максимально подробно, кто за что отвечает. Наверняка, среди родителей ваших учеников найдётся инициативная группа, которая не откажет вам в помощи, и станет вашей группой поддержки.

Очень поможет в вашей учительской работе постоянная телефонная связь с родителями ваших учащихся. Заведите привычку в экстренных или каких-то важных ситуациях, в трудных случаях обзванивать родителей учащихся по вечерам. Несколько ваших учеников прогуливают уроки? Сразу же за этим должна следовать немедленная реакция учителя - вечерние звонки домой прогульщикам. Плохие результаты важного теста, слабая успеваемость - . Не оставайтесь с проблемами один на один, тем более это - не совсем ваши проблемы, а вернее сказать, совсем не ваши проблемы. Их решению во многом поможет постоянная телефонная связь с родителями учащихся.

Во-первых, родители наших учеников иногда просто не в курсе всех учебных дел своих детей. Так давайте постоянно вводить их в курс дела. Дети многое от них скрывают, а ходить постоянно в школу большинству родителей некогда.

Во-вторых, в конце концов, это - не ваши родные дети. Почему вы все тяготы обучения и воспитания должны брать на себя?! Ведь наши ученики, к счастью, не сироты. Так что максимально привлекаем родителей к делу воспитания подрастающего поколения. И поймите, это - не телефонные вечерние жалобы, а поиск помощников и соратников в вашем нелёгком деле. Да и потом, кому как не родителям следовало бы заниматься своими детьми и быть в курсе всех их дел?

Так давайте их к этому мягко и умно привлекать, используя современные средства связи. Да и, наконец, это - ваша обязанность, держать родителей в курсе дел их детей. Уверяю вас, постоянные вечерние обзванивания родителей проблемных детей во многом решат проблемы с ними. По крайней мере, мы, учителя, должны хотя бы попытаться разделить ответственность за учащихся, повешенную на нас обществом и системой образования, с их родителями. Они ответственны за своих детей в большей степени, чем мы, педагоги.

Филологическая объяснялка.
Английское выражение: to row (sail) in the same boat with somebody.
Дословный перевод: плыть на одной лодке с кем-либо.
Русский эквивалент: действовать сообща, быть связанным общим делом с кем-то.
Помните, уважаемые коллеги, что с родителями учащихся надо плыть на одной лодке.

Рецепт второй:

Используйте родительские собрания и индивидуальные встречи с родителями для их информирования не только об учебном процессе и текущей успеваемости их детей, но и о возрастной психологии, а также о проблемах воспитания подрастающего поколения.
Другими словами, не упускайте ни одного шанса провести умную, содержательную беседу с родителями своих учеников.

Мы же, как правило, на родительских собраниях ограничиваемся простым перечислением фамилий учеников с оглашением их текущих оценок. При этом мы сопровождаем всё это своими комментариями, резкими замечаниями и указаниями.

Рецепт третий:

Время от времени устраивайте для родителей учеников открытые уроки по своему предмету.

Я преподаю английский язык. Лично у меня именно после таких уроков, когда родители почувствовали всю сложность изучения иностранного языка, отношения с ними каким-то чудесным образом не просто улучшились, но и потеплели. Ведь, согласитесь, уважаемые коллеги, мы с вами большую часть времени работаем за закрытой дверью своего кабинета. Мало кто из родителей видит титанические усилия учителя по вкладыванию знаний в головы учеников. Мало кто из них представляет себе, что значит на одном уроке запомнить 5-7 новых слов, прочитать иностранный текст и ответить на вопросы, написать короткий диктант и выучить новую грамматическую структуру. Не надо нам, учителям, боятся всё это родителям учеников наглядно продемонстрировать. Когда они уйдут с нашего открытого урока, почти ничего там не поняв и ничего с этого урока не запомнив (я всегда их спрашиваю после урока повторить изученные там слова!), то, поверьте, их отношение изменится, хоть чуть-чуть.

Сделайте традицией, приглашать родителей на свой урок. Только не на любой, а тот, который считаете нужным и готовите особо. Для отчаянно смелых педагогов предлагаю провести урок преподаваемого вами предмета С РОДИТЕЛЯМИ УЧЕНИКОВ. Их дети пусть же при этом сидят гостями на таком необычном уроке где-то в конце класса.

Рецепт четвёртый:

Распечатывайте некоторые материалы по педагогике, и и раздавайте их родителям учеников на собраниях.
Другими словами, воспитывайте, информируйте, учите, образовывайте родителей своих учеников.

Мне кажется, с распечатыванием и копированием материалов сейчас проблем нет. Мне также кажется, мы не используем этот ресурс в должной мере для работы с родителями. Ну, представьте себе, уважаемые коллеги, кто из родителей ваших учеников, придя с работы домой, возьмётся читать книги по педагогике и воспитанию детей. Представили? А мы, учителя, можем раздавать им самые интересные материалы по этой тематике прямо на родительских собраниях. При чём, не стоить копировать и раздавать родителям скучные и слишком научные статьи о том, как правильно воспитывать детей. Надо раздавать яркие, запоминающиеся материалы, с образными сравнениями и многочисленными вопросами к читателям. Такие материалы, которые написаны живым ярким языком и заставляют о многом задуматься.

Разумеется, уважаемые коллеги, я не врач, чтобы прописывать вам рецепты. Я абсолютно уверена, что вы найдёте и другие СВОИ формы работы с родителями. Главное, что мы с вами должны научится использовать эту силу (силу родителей) в мирных целях и на пользу учебному процессу и детям.

Я уверена, превратить родителей учеников в своих соратников и помощников можно собственным спокойствием и интеллектом, своей образованностью (именно образованностью, а не образованием!) и компетентностью, своим профессионализмом и знанием дела, а ещё своим оптимизмом, юмором и просто благородством души. Такова уж наша учительская судьба - продолжать учить детей и просвещать их родителей всегда. Не смотря ни на что, нести людям свет и добро. Ведь материальных ценностей от нашей с вами работы может и не прибавляться, но света и добра вокруг должно непременно увеличиваться.

Так что, уважаемые коллеги, хватит жаловаться и сетовать на трудности учительской жизни. Вместо этого пойдёмте в класс. Пойдёмте сеять!

Успехов!!!

Всегда ваша соратница по работе с родителями и коллега по учительскому цеху, а также союзница во всех педагогических починах Бикеева Алина Сергеевна

Работа с родителями в начальной школе

Семья - первый коллектив ребёнка, естественная среда его развития, где закладываются основы будущей личности. С момента, когда ребёнок поступает в образовательное учреждение, возникает «педагогический треугольник» (учитель - ученик - родитель). От того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и их родителями зависят и достижения в воспитании и развитии детей. Семья становится не только объектом, но и субъектом взаимодействия. Именно на неё возлагается ответственность за воспитание и обучение детей, семья должна стать социально-активным участником учебно-воспитательного процесса.

Работа с родителями обучающихся является важным направлением деятельности. Только в тесном контакте с родителями, повышая их педагогическую культуру, педагоги могут добиться положительных результатов в подготовке детей к жизни в обществе.

Школа не может не считаться также с тем, что влияние семьи на развитие детей во многом связано с эффектом раннего воспитания. Многие педагоги и психологи отмечали, что основы личностного развития человека закладываются в раннем детстве, до пятилетнего возраста. Вместе с тем влияние родителей и семьи продолжается и в годы последующего формирования человека, что также не может не учитываться в процессе школьного воспитания.

Воспитательная деятельность семьи оказывает большое влияние на ее собственное укрепление. Дело в том, что дети, как известно, цементируют семью, вносят в нее дух бодрости и здорового сплочения. Отсюда следует, что чем лучше семья воспитывает детей, тем лучше дети ведут себя, тем больше радости приносят они родителям и способствуют поддержанию здоровых Создание в обществе единого морального влияния на подрастающее поколение надо рассматривать сегодня как одну из главных педагогических задач. Решение ее в значительной степени обеспечивается школой, а именно: активной организующей деятельностью педагогического коллектива, подготовленностью каждого учителя к ее осуществлению в работе с конкретным детским коллективом, с семьями и родителями. Анализ опыта работы школ, всевозрастающее внимание к вопросам семейного воспитания свидетельствуют о необходимости совершенствования подготовки учителя к работе с родителями.

Подготовка учителя к работе с родителями - актуальная и сложная задача. Решение ее предполагает обеспечение важного направления, выработку педагогического умения мобилизовать все факторы, формирующие личность и коллектив, на достижение необходимых воспитательных результатов, умение интегрировать все виды воздействий в целенаправленный учебно-воспитательный процесс.

Основные вопросы совместной работы, семьи и школы по воспитанию учащихся.

Объединяя свои педагогические усилия, учителя и родители должны хорошо знать проблемы, над решением которых они должны работать совместно. Круг этих проблем довольно широкий и с некоторой долей условности их можно разделить на три основных группы.

К первой группе следует отнести те проблемы, которые связаны с целями и содержанием образовательно-воспитательной работы школы и семьи.

Вторую группу составляют проблемы методики стимулирования учащихся в семье к работе над своим личностным развитием и формированием.

Наконец, к третьей группе относятся проблемы учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в процессе семейного воспитания. В чем же заключается сущность этих проблем, и какой должна быть совместная работа школы и семьи по их решению?

Воспитательная работа школы не может строиться без учета того, что индивидуальность ребенка формируется в семье.

Основа взаимодействия классного руководителя и семьи состоит в том, что обе стороны заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств.

Работа с родителями - неотъемлемая часть системы работы классного руководителя. По своему статусу классный руководитель в школе - основной субъект воспитательной работы с родителями учащихся. Он вырабатывает основную стратегию и тактику взаимодействия школы и семьи в воспитании личности школьника; будучи специалистом в области педагогики и психологии, помогает родителям в разрешении противоречий семейного воспитания, в корректировке воспитательных воздействий окружающей социальной среды. Классный руководитель должен выступать в роли советчика, консультанта-специалиста, непосредственного представителя учебно-воспитательного процесса, осуществляемого школой.

Выделяются следующие функции классного руководителя:

  • 1) ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого школой;
  • 2) психолого-педагогическое просвещение родителей;
  • 3) вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность;
  • 4) корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся;
  • 5) взаимодействие с общественными организациями.

Еще одна функция работы школы и классного руководителя с родителями - это корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся.

Первый аспект - оказание психолого-педагогической помощи учащимся (одаренным, проявляющим интерес к каким-либо формам внеурочной деятельности и т.д.).

Другое направление заботы классного руководителя - это оказание родителям психолого-педагогической помощи в решении трудных проблем семейного воспитания.

Последняя функция работы школы с родителями - это взаимодействие с общественными организациями родителей: родительскими комитетами школы и класса, школьными Советами, Советами по месту жительства и т.д. В их компетенцию входит:

  • 1) помощь школе и классам в проведении воспитательной работы с учащимися;
  • 2) коллегиальное решение отдельных вопросов жизни школы;
  • 3) связь с административными и правоохранительными органами;
  • 4) участие в работе с родителями учащихся (проведение родительских собраний, конференций; оказание материальной помощи и правовое воздействие на родителей)

Таким образом, можно сказать, что данные функции способствуют созданию нормальной воспитывающей среды для организации школьного воспитательного процесса.

Что касается основных способов общения родителей и классных руководителей, то выделяются следующие способы взаимодействия:

  • 1) организация родительских конференций, собраний, индивидуальных встреч родителей и учителей;
  • 2) организация работы телефонной линии, по которой родители могут связаться с учителем или получить консультацию по поводу домашнего задания и способов его выполнения;
  • 3) использование средств телекоммуникации и регулярной почты;
  • 4) разработка домашних заданий, в ходе выполнения которых дети должны обсудить с родителями то, что происходит в школе, или подготовить совместно с ними исследовательский проект;
  • 5) создание родительского клубы или центра в школе;
  • 6) проведение неформальных встреч родителей, детей, и учителей (праздники и т.д.)
  • 7) уважительное общение с учетом культурной, религиозной и этнической принадлежности

Таким образом, можно сказать, что в основе работы классного руководителя с семьей должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей. Должно быть доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании. Психологически родители готовы поддержать все требования, дела и начинания школы. Даже те родители, которые не имеют педагогической подготовки и высокого образования, с глубоким пониманием и ответственностью относятся к воспитанию детей. От согласованности действий школы и семьи зависит эффективность процесса воспитания ребенка. Школа обязана помочь родителям, став для них центром психолого-педагогического просвещения и консультирования - организуя при школе родительские университеты, лектории, конференции, семинары, объединения родителей

Формы работы с родителями:

Индивидуальные;

Групповые;

Коллективные;

посещение на дому;

приглашение в школу;

индивидуальные консультации педагога;

переписка;

родительский лекторий;

тематические консультации;

классные детские мероприятия;

родительские вечера

классные родительские собрания;

общешкольные родительские собрания;

дни открытых дверей;

концерты;

выставки учебных работ;

творческие отчеты

Посещение семьи на дому.

Посещая учащихся на дому, выясняются условия семейного воспитания. Информация о микроклимате в семье, об особенностях отношения к ребенку, об ориентации родителей в вопросах воспитания позволяла индивидуально работать с семьей, а также более точно определить направления и средства коррекционного воздействия на ребенка в школе. Нас интересуют условия жизни ребенка, отношение к нему родственников, отношение ребенка к членам семьи. Не имея этих сведений, нельзя оказать ученику необходимой поддержки.

Очень важно, чтобы родители были уверены, что учитель приходит в семью не для выговора ученику, не с жалобами на него, а как помощник в деле воспитания ребенка. Жалобы учителя на ученика или обвинения родителей только удручают родителей и вызывают нередко жестокое и несправедливое отношение к ребенку, а со стороны ученика - озлобленное конфликтное отношение к учителю и потерю интереса к учению.

Родители заранее предупреждаются о приходе. При посещении учащегося на дому соблюдаются следующие правила:

  • · проявлять высокий такт в разговоре с родителями, всегда начинать с похвалы и комплиментов;
  • · исключать жалобы на ученика, говорить о проблемах, подсказывать пути их решения;
  • · беседовать в присутствии учащегося, только в исключительных случаях требовать конфиденциальной встречи;
  • · не предъявлять претензий к родителям;
  • · всячески подчеркивать свою заинтересованность судьбой воспитанника;
  • · советы и рекомендации давать ненавязчиво, взвешивать уровень своих требований и возможности семьи;
  • · договариваться о конкретных совместных делах;
  • · не давать беспочвенных обещаний, быть крайне сдержанным в сложных случаях, выражать осторожный оптимизм.

Приглашение в школу.

Нужно стараться не приглашать родителей в школу для того, чтобы нажаловаться на плохое поведение ребенка или низкую успеваемость. Подобные приглашения вызывают у родителей негативное отношение к школе.

Индивидуальные консультации педагога.

Это одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Консультации проводятся для того, чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке. Они способствуют созданию хорошего контакта между родителями и учителем.

Консультации проводятся по мере необходимости, часто по инициативе родителей. В процессе бесед с родителями в неофициальной обстановке выясняются необходимые для профессиональной работы сведения (особенности здоровья ребенка; его увлечения, интересы; поведенческие реакции; особенности характера; мотивации учения и т.д.).

Переписка.

В работе с родителями переписка используется довольно широко. Особенно часто эта форма работы применяется к тем родителям, которые не в состоянии часто посещать школу, много работают или очень далеко живу.

Родительские лектории.

Задачи лектория многообразны: познакомить родителей с системой коррекционно-воспитательной работы в школе, дать практические советы и рекомендации по воспитанию ребенка в семье и т.д.

Как отмечалось, одной из существенных сторон совместной деятельности семьи и школы является единый подход к реализации целевых установок и повышению содержательности образовательно-воспитательной работы сучащимися. Семья должна помогать школе, готовить образованных и инициативных граждан нашей страны, формировать у них принципиальность и прогрессивные убеждения. Контакты между семьей и школой в этом направлении должны охватывать, следующие вопросы.

Весьма важно, чтобы родители хорошо осознавали целевые установки воспитания, в основе которого лежит необходимость гражданского формирования личности, и обращали внимание не только-, на учебную работу детей, но и проявляли повседневную заботу об их трудовой и технической подготовке, физическом, нравственном и. эстетическом воспитании. Не секрет, что некоторые родители основные усилия сосредоточивают лишь на повышении успеваемости, детей и не придают должного значения другим сторонам их развития.

Воспитание предполагает развитие и формирование творческих склонностей и способностей учащихся. Поддерживая связи с семьей, учителя имеют возможность глубже изучать интересы и увлечения детей и способствовать их развитию. В то же время школа. нуждается в том, чтобы родители поощряли творческие занятия детей, с пониманием относились к их участию в работе кружков по интересам, техническому моделированию, помогали им в создании домашних рабочих уголков и т.д.

Задача родителей - развивать у учащихся здоровые духовные потребности и интересы. В этом смысле большое значение имеет та нравственная атмосфера, которая складывается в семье. Если у родителей превалируют "вещные интересы" и заботы о поисках материальных выгод, если личный расчет заслоняет гражданский долг и чувства, это весьма отрицательно сказывается на воспитании детей. Вот почему школе следует проводить работу по обогащению духовных потребностей родителей, знакомить их с вопросами развития искусства и литературы, науки и техники и направлять их внимание на всемерное развитие здоровых духовных потребностей учащихся, побуждать их к овладению знаниями, к чтению, приобщать к искусству и художественному творчеству.

Высокий эффект в семейном воспитании дает умелое использование принципа требовательности в сочетании с уважением и гуманным отношением к детям.

К семейной атмосфере, ее состоянию и перспективам человек чувствителен на протяжении всей своей жизни. Однако наибольшее влияние семья оказывает на формирующуюся личность. В семье формируется отношение ребенка к самому себе и окружающим людям. В ней происходит первичная социализация личности, осваиваются первые социальные роли, закладываются основные ценности жизни.

Таким образом, воспитание родителей на сегодняшний день - одна из важнейших задач в работе, стоящая перед педагогами и психологами, работающими в школе.

Важной задачей в работе с родителями является повышение их родительской компетентности, повышение их коммуникативной культуры, умения сотрудничать с детьми, находить с ними “общий язык”, развитие их родительских чувств. Одним из способов помочь детям и их родителям является психологическое просвещение родителей, обучение их навыкам сотрудничества с детьми, повышение их психолого-педагогической грамотности.

В своей модели психологического сопровождения младших школьников цель просвещения и консультирования родителей - создание социально-психологических условий для привлечения семьи к сопровождению ребенка в процессе школьного обучения, создание ситуации сотрудничества и реформирования установки ответственности родителей по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка. Психологическое просвещение родителей проходит через: групповое консультирование в рамках родительского собрания с целью повышения психологической компетентности родителей в тех вопросах, которые актуальны с точки зрения переживаемого детьми периода развития.

Перед началом развивающей работы обязательно рассказываю родителям о ее целях и задачах, даю определенные задания родителям по наблюдению за детьми в период психологической работы. Тренинги для родителей с определенной тематикой. Так в начале 1-го класса проводится тренинг “Наши общие цели и задачи”, позволяющий познакомить родителей друг с другом, выработать мнение, что развитие и воспитание ребенка - это общая задача семьи и школы, что только сотрудничество школы и семьи даст положительные результаты. Чаще всего после проведения данного тренинга учителя начальных классов вместе с родителями составляют план воспитательной работы на год. Психологическое консультирование родителей чаще всего проводится как помощь в организации эффективного детско-родительского общения. Но бывают и ситуации, когда консультирование родителей является поводом для получения дополнительной диагностической информации от родителей о влиянии семейной ситуации на благополучие ребенка в школе. В любом случае, итогом консультирования родителей бывает договор о совместных действиях родителей и психолога в решении задач сопровождения ребенка в период его обучения в школе.

Нетрадиционные формы работы с родителями.

  • -тематические консультации
  • -родительские чтения
  • -родительские вечера

Тематические консультации дают рекомендации по проблеме, которая волнует родителей. В каждом классе есть учащиеся и семьи, которые переживают одну и ту же проблему. Иногда эти проблемы носят настолько конфиденциальный характер, что их возможно решать лишь в кругу тех людей, которых эта проблема объединяет. Примерные темы:

  • 1. Ребенок не хочет учиться.
  • 2. Как развить плохую память ребенка.
  • 3. Единственный ребенок в семье.
  • 4. К чему может привести тревожность детей.
  • 5. Талантливый ребенок в семье.

Родительские чтения дают возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении.

Этапы проведения чтений следующие:

  • -на первом собрании родители определяют вопросы педагогики и психологии
  • -учитель собирает и анализирует информацию
  • -определяет список литературы по данному вопросу
  • -изучение литературы родителями
  • -изложение собственного понимания вопроса родителями на чтениях

Родительские вечера направлены на сплочение родительского коллектива. Проводятся два-три раза в год без присутствия детей. Темы родительских вечеров могут быть разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос.

Примерная тематика:

  • 1. Первый год ребенка, каким он был.
  • 2. Каким я вижу будущее своего ребенка.
  • 3. Друзья моего ребенка.
  • 4. Праздники нашей семьи.

Итак, подводя итоги проделанной работы, можно с уверенностью говорить о том, что взрослые способны создать приемлемые условия для полноценного развития ребенка. Основа такого развития - психологическое здоровье, от которого во многом зависит здоровье человека в целом.

Детей нужно тренировать, настраивать на здоровый образ жизни. Постепенно процесс воспитания здоровой психики должен перейти в ее самовоспитание. Эмоциональная составляющая отношения к здоровью полнее всего раскрывается в настроении, доминирующем у личности. Именно для младшего школьного возраста очень значимы факторы среды как источник риска нарушения психологического здоровья. Для сохранения психологического здоровья детей важно не только специально организованное воздействие на детей с целью снятия негативных эффектов депривации, но и психологическое просвещение педагогов и родителей с целью ознакомления их со способами правильного общения с детьми, оказание ими психологической поддержки, создания в семье и школе благоприятного психологического климата.