Что можно считать хорошим образованием. Что такое «хорошая школа

Мы все чаще повторяем мантру, что хорошее образование - залог успешной будущей жизни. Но что такое то самое хорошее образование?

В XIX веке большинство дворян в России получали очень хорошее всестороннее образование. Они знали несколько иностранных языков — живых и мертвых, были знакомы с лучшими достижениями русской и европейской культуры, знали географию, общую историю, политическую историю, историю искусства, многие из них прекрасно музицировали и пели. Можно ли их всех назвать интеллигентами?

Думаю, что нет. И вот почему. Давайте вспомним роман Пушкина «Евгений Онегин». Татьяна Ларина — дочь провинциальных дворян — пишет любовное письмо на французском языке. Она много читает, и среди ее любимых романов есть по меньшей мере две книги, ставшие эпохальными явлениями в мировой культуре. Это «Юлия» Жан-Жака Руссо и «Страдания юного Вертера» Гёте. Татьяна наделена чуткой поэтичной душой и чистым сердцем. Она честна, отважна и совестлива. Она способна отвечать за собственные решения и строго судить собственное поведение. Однако едва ли какой-нибудь школьный учитель когда-нибудь задавал своим ученикам сочинение на тему: «Татьяна Ларина — яркая представительница русской интеллигенции». В то же время какую-нибудь провинциальную учительницу, не знающую ни слова по-французски, или земского врача, никогда в жизни не читавшего ни Гёте, ни Руссо, мы без колебаний причислим к интеллигенции.

Трудно назвать интеллигентами и получившего классическое образование Онегина, и выпускника Геттингенского университета Владимира Ленского. А вот их создателя Александра Сергеевича Пушкина, без всяких сомнений, можно считать интеллигентом. В чем же разница?

В том, что и для Татьяны, и для Онегина, и для Ленского их образование никогда не было «рабочим инструментом». Знания, полученные ими, сформировали их разум и душу, но ни Татьяна, ни Онегин, ни Ленский не приумножили эти знания, не передали их дальше, не создали чего-то нового, не внесли свой вклад в культуру.

Напротив, в жизни Пушкина было то, чего не было в жизни многих его друзей-дворян,— литературный труд. Поэзия (и проза) была для него не просто разновидностью хобби, не просто способом украсить жизнь и порадовать друзей. Это было именно призвание, дело, которому он отдавал все свои силы. Более того, Пушкин был одним из первых русских профессиональных писателей и издателей. В последние годы его жизни издание журнала и написание исторических романов были для него одним из основных источников дохода. И великолепное образование, полученное в Лицее, который вы можете посетить в ходе туров в Санкт-Петербург из Москвы , все знания, которые он приобрел позже, работая в архивах, никогда не лежали мертвым грузом. Они были «орудиями труда», «ресурсами», которые Пушкин использовал для создания своих произведений.

Разумеется, финансовая сторона не является определяющей, однако отношение к творчеству как к серьезному труду, ответственность и высокий профессионализм, на мой взгляд, очень характерны для лучших представителей интеллигенции.

И еще очень важно следующее: образование, активная жизненная позиция и творческий подход дают людям возможность не просто выполнять свою работу, а чувствовать себя частью единого исторического процесса, ощущать, что их ежедневный труд— это строительство крошечной ступеньки в той бесконечной лестнице, по которой человечество поднимается из темноты к свету, от нищеты к изобилию, от невежества к ясному сознанию. Именно поэтому Константина Циолковского, Владимира Набокова или Николая Рериха можно смело назвать интеллигентами — они могли быть сколь угодно эгоистичными и безнравственными людьми в повседневной жизни, но их работа, их идеи стали важнейшими кирпичиками в мировом здании культуры. Вытащите эти кирпичики, и обрушатся целые стены. Потому и нам стоит не зацикливаться на получении пресловутых «корочек», а работать над собой, чтобы стать частью этого процесса.

Подпишитесь на нас

Мнѣ задали вопросъ, а что я расцѣнивалъ бы какъ хорошее образованiе. Пауза уже затянулась, а я все не могу отвѣтить (это трудно сдѣлать потому, что перебираешь людей, которыхъ считаешь образованными, и ищешь сферу пересѣченiя - она мала). Хотѣлъ бы переадресовать этотъ вопросъ всѣмъ читателямъ. Съ предварительнымъ уточняющимъ вопросомъ: а можно ли говорить о кругѣ знанiй, необходимомъ для того, чтобы быть образованнымъ, и если нѣтъ, то достаточно ли какого-то объема или нужно что-то другое? И если да, то насколько онъ можетъ быть обширнымъ?

http://philtrius.livejournal.com/1100329.html

В самом деле. Я могу себе представить ответ, находящий опору в литературе предмета. То есть - древние языки и математика. Я примерно представляю, какие аргументы у такой точки зрения, что это за теория. Но я никогда не видел человека, образованного таким образом, то есть чтобы он нормально знал только это. Я могу сформулировать "идеал" - например, знать универсально много, не просто факты, а разбираться в сути окружающих явлений мира. Я таких людей встречал, хотя и крайне редко - конечно, я могу отвечать лишь за то, что я не видел их берегов, они знали намного больше меня. При этом все они жаловались на то, что их образование - ужасное, недостаточное, плохое, они знают потрясающе мало, учатся всю жизнь и не перестают сожалеть, что по лености успевают так мало. И такие люди обычно упоминают о своих учителях, которые были в самом деле образованными людьми и вот они, те, которых я не видел - вот они да.

Я бы, наверное, сформулировал вопрос так. Чтобы не ограничиваться редкими, уникальными людьми, которых в жизни один, много - два. Давайте исходить из десятка. То есть образование кого-то одного - это вещь уникальная, тут не с чем сравнивать, а вот если с неким образованием набирается известных человек десять - имеет смысл смотреть на уровень образования.

То есть - вы встречаете человека, знакомитесь, разговариваете. Постепенно оказывается, что, ежели вас спросить, вы бы сказали, что у вашего знакомого отличное образование. На уровне десятки самых образованных людей, встреченных вами в жизни, ну или даже большего числа, если повезло.

По каким критериям вы это определите? Речь? Строение фраз? Знания? Умение аргументировать? Понимание основ? Редкое здравомыслие? Знание мелких деталей, выдающих плотное знакомство с разными предметами? Специальные глубокие знания в одной дисциплине? Универсальность, некоторое зрание широкого коруга проблем? Те же древние языки? Или просто по факту выпуска из некого университета или школы?

Почему бы вы сказали, что у кого-то хорошее, даже отличное образование?

Естественно, главным ответом на этот вопрос является утверждение, что образование человеку нужно для того, чтобы найти хорошую работу и обеспечить высокое качество жизни. Но безусловно, это не единственный ответ, все гораздо глубже. Образование помогает человеку понять кем он является и определить свою роль в мире, а также дает возможность наладить отношения с окружающими. Ведь взаимодействие с окружающими людьми, общение, является важным аспектом для формирования личности и понимания самого себя.

Несколько следующих пунктов наиболее полно отражают всю необходимость образования. Осознание этой информации поможет понять, что образование – это важнейшая и неотъемлемая часть жизни каждого.

Счастливая и стабильная жизнь

Образование – это главный ключ к успеху в жизни. Достойная работа и положительная репутация обеспечивают безопасное будущее и спокойную жизнь.

Деньги. У образованного человека гораздо выше шансы стать финансово более успешным, чем у человека необразованного. Сейчас каждый хочет быть финансово независимым. Также все согласятся с тем, что деньги играют очень важную роль в современном мире и помогают людям выжить и повысить качество своей жизни.

Равенство. Кроме того, всем хочется видеть мир вокруг себя честным и равным. Образование в свою очередь, только этому и способствует. Оно стирает все границы неравенства между разными классами и полами в обществе. Наиболее актуальной эта тема является для женщин, ведь качественное образование помогает им бороться за высокооплачиваемые рабочие места наравне с мужчинами.

Саморазвитие. Процесс образования заставляет человеческий мозг работать и тем самым побуждает к получению информации из различных внешних источников. Это дает человеку возможность быть независимым и мудрым, а также уметь принимать самостоятельные решения.

Воплощение мечты в реальность. Что является Вашей жизненной целью или мечтой? Быть богатым? Популярным ученым? Статусным человеком? Если личность имеет желание или мечту, образование является очень действенным инструментом, который помогает идентифицировать и распознать эту заветную цель или мечту и воплотить ее в жизнь. Исключением являются спортсмены, достигающие своих целей посредством своих физических возможностей, но зачастую именно образование помогает распознать свои цели и принять ряд действенных мер в их достижении.

Более безопасная и мирная жизнь. Образование очень сильно влияет на человеческое понимание того, что хорошо и что плохо. Человек с образованием всегда с легкостью понимает всю серьезность последствий, в случае им совершенных неправильных/нелегальных действий. И именно такие люди гораздо меньше вовлечены во что – то антиморальное или антисоциальное. Зачастую, у людей без образования четкого понимания своих действий и ответственности нет. Образование – важный, жизненно необходимый фактор, который помогает обеспечить обществу безопасную и мирную жизнь.

Уверенность в себе. Многие люди в обществе определяют уровень знаний по качеству образования. Просвещенному человеку всегда гораздо проще быть воспринятым всерьез и понятым. Нередко, люди без образования имеют сложности с формулированием собственных мыслей и неуверенность в себе не позволяет им быть уважаемыми в обществе. Бонусом образование является уверенность в себе, которая стирает границы и позволяет выражать себя и свою позицию четко и точно, не отвлекаясь на ненужное стеснение или незнание.

Общество

Мы все живем в социуме, в котором имеется набор гласных/негласных правил, по которым все члены общества сосуществуют. Предполагается, что каждый идет в школу, университет, работу и становится полноправной ячейкой общества. Безусловно, крайне важным фактором жизни каждого в обществе является внесение какого-либо вклада в развитие и благосостояние этого общества.

Образованный человек является той самой важнейшей ячейкой, на которой социум держится и процветает. Именно такие люди проявляют свое активное участие в общественной жизни и стараются ее всячески улучшить.

Экономическое развитие государства

Уровень грамотности населения США, Японии и Австралии является очень высоким. Эти страны безусловно процветают, ведь показатели дохода на душу населения в них являются крайне высокими. Страны слабо развитые, напротив, имеют очень низкий уровень грамотности и большинство населения живет за чертой бедности. Таким образом, делается очень простой вывод: образование жизненно важно для благополучия государства и его граждан.

Не дает быть обманутым

Образование защищает человека от обмана и мошенничества. Будучи осведомленными о недалекости того или иного слоя населения, преступники все чаще стараются обвести их вокруг пальца и изъять из этого выгоду. Быть лишенным какого-либо права или подписать какую-либо бумагу – все это трюки, на которые попадаются незнающие люди, зачастую даже не представляя о последствиях. Образование помогает человеку быть более осведомлённым о таких ситуация и избегать их, четко зная свои права и свободы.

Обобщая все эти факты, нужно отметить, что образование не только помогает организовать свою жизнь и сделать ее более качественной. Оно дает возможность изучить мир вокруг себя и сделать нужные выводы. Также самообразование сопутствует познанию себя и помогает ответить на многие вопросы о работе, любви и существовании в общем, которые на протяжении всей жизни задает себе человек в огромных количествах.

Кроме того, разносторонне развитый человек будет иметь гораздо больший успех в обществе. Ведь он будет осведомлен о широком спектре различной информации, что будет делать его привлекательным для гораздо большего количества людей. А востребованность, в свою очередь, делает человека счастливым и дарит желание жить. Крайне важно чувствовать себя важным и нужным, ведь самоутверждение позволяет расширять перед собой границы и двигаться вперед, все больше образовываясь и притворяя свои мечты и цели в жизнь.


Каждый знает, что такое ПЛОХАЯ школа. Но вот что такое хорошая школа?
Я слышал десятки самых разных ответов на этот вопрос. Более того, у на в семье есть ДВЕ разных точки зрения на то, что такое хорошая школа -- я думаю одно, а любимая, без пяти минут доктор педагогических наук и бывший(уже) замдиректора школы -- совсем другое.

Все ответы на вопрос в заголовке поста, которые мне довелось слышать можно свести к следующим:
"Хорошая школа -- это та, где хорошо учат " -- самый популярный ответ.
"Хорошая школа -- это та, где детям комфортно " -- следующий по популярности
"Хорошая школа -- это та, которая ничего не требует от родителей и сама справляется со всеми своими и (детскими) проблемами" -- это то, что редко говорят прямо, но очень часто имеют в виду родители.
"Хорошая школа -- это та, где детей учат правильно МЫСЛИТЬ, школа готовящая ИНТЕЛЛЕКТУАЛОВ " -- мой собственный ответ
"Хорошая школа -- это та, которая правильно СОЦИАЛИЗИРУЕТ детей, позволяет им впоследствии занять достойное место в жизни " -- вариант любимой.
"Хорошая школа -- это школа, дающая целостное мировоззрение " -- ответ одного очень неглупого теоретика педагогики и преподавателя Сибирского Федерального Университета с многолетним стажем

За каждым из этих ответов в скрытой форме стоит то или иное представление о МИССИИ школы, о ее целях и задачах. Для одних миссия школы -- трансляция знаний, все остальное они готовы дать ребенку сами, для других школа это такой увеселительно-развлекательный центр, где ребенок может конечно и поучится чему-нить, но главное -- приятно проводит время и получает массу хороших эмоций, для третьих школа -- "камера хранения", куда можно ежедневно "сдавать" ребенка и освобождать себя от заботы о нем хотя бы на полдня. Для любимой (и это позиция достаточно популярна среди "новых" учителей) школа -- это прежде всего социальный институт и должна обеспечивать социальную стабильность и социальный прогресс. Для меня школа лишь во вторую очередь социальный институт, а в первую -- институт воспроизводства культуры и поэтому интеллект важнее социализации (впрочем для меня и человек всего лишь эпифеномен мышления, что с меня, недоделанного СМД-шника, взять...).

Мне кажется что ВСЕ эти представления о хорошей школе имеют право на существование. Просто школ должно быть МНОГО РАЗНЫХ. И родители (а с некоего возраста совместно с детьми) должны иметь право ВЫБРАТЬ тип школы для своего ребенка. Хотите "транслятор знаний" -- вот вам школа-транслятор знаний, хотите "камеру хранения" -- вот школа-"камера хранения детей", хотите успешную социализацию -- нате вам школу-социализатор. Только школы должны честно предлагать именно то, что они на самом деле делают. Необходим закон, по образцу западных законов "О недоброкачественной рекламе" -- если ты обещаешь, что твоя школа готовит интеллектуалов, а на самом деле детям просто приятно учится, но на всех олимпиадах они проваливаются -- будь добр, заплати штраф, компенсирующий родителями потерю времени и сил на обучение своего ребенка не тому. что они считают для него важным.

Конечно, это "свалит", а точнее взвалит ответственность за судьбу ребенка ПОЛНОСТЬЮ на родителя. Но неужели кто-то еще искренне верит, что некие умные (или не очень умные) дяди, называющие себя "Министерство образования" или "педагоги-новаторы" или просто педагоги лучше чем родители ребенка могут позаботится о его дальнейшей судьбе? Я, например, в это не верю. Образование должно стать ЧАСТНЫМ ДЕЛОМ, личным проектом ребенка и его родителей, а педагоги должны занять свое место в ряду других профессионалов, предлагающих жизненно важные социальные услуги -- медиков, СМИ-шников, социальных технологов и т.д.

Ну и напоследок опрос -- естественно на тему поста.

Что такое хорошая школа

школа, где хорошо учат

3 (18.8 % )

школа, где детям комфортно

3 (18.8 % )

школа, которая ничего не требует от родителей и сама справляется со всеми своими проблемами

0 (0.0 % )

школа готовящая ИНТЕЛЛЕКТУАЛОВ

2 (12.5 % )

школа, которая правильно СОЦИАЛИЗИРУЕТ детей, позволяет им впоследствии занять достойное место в жизни

Википедия дает следующие определения образования:


  • процесс передачи знаний , накопленных в культуре, индивиду.

  • совокупность знаний , полученных в процессе, в результате обучения.

  • уровень, степень познаний или образованность (школьное, высшее и т.д.)

Передача, получение или владение знаниями, если коротко. Т.е. залив теории в мозг ребенка, в чем и преуспела российкая система образования. На западе, кстати, подход более практичный. Практика и применение теории в реальной жизни. Во Франции, например, существует система коэффициентов, т.е. каждому предмету присваивается определенный коэффициент, который влияет на важность хороших оценок по конкретному предмету. Таким образом в коллеже (средней школе), например, эта система вынуждает ребенка максимально хорошо знать математику и французский, если он хочет сдать нормально brevet (аналог ОГЭ). При этом существует компенсационная система так называемого среднего балла, которая позволяет получить, например, 8 баллов по истории, которые компенсируются 20ю баллами по биологии. Максимальная оценка- двадцать баллов, проходной- десять.


Кто же отвечает за образование?

В глобальном смысле процесс регламентирует и формирует государство, которое в лице учителей часто считает, что родители должны активно участвовать в процессе. Получение образования до определенной ступени- обязательная галочка в жизни каждого гражданина в большинстве развитых стран. В России, насколько мне известно, родители могут и на штраф попасть, если ребенок не получает образования. Другой вопрос, что форм этого самого образования несколько: от популярного нынче домашнего до экстерната.

Мне же нравится определение из другой статьи. Образование- это пр оцесс или продукт формирования ума, характера и физических способностей личности. И если исходить из такого подхода, то главное- не привитие навыка зубрежки и залития информации в кратковременную память, а развитие любознательности и понимания, что именно интересует конкретного ребенка. Осознание своих желаний, способностей и интересов (а не навязанная обязательная программа школы) и интересная подача учителями, подстегивающими любознательность - вот ключ к счастью ребенка в будущем и бесконечному самопознанию, саморазвитию и самообразованию. И тогда образование не ограничивается стенами школы, тогда ребенку хочется читать, ходить в музеи, оперу и т.д.
Я бы еще сюда добавила неотъемлемую функцию школы как учреждения - постижение науки общения , которая является одной из главной в жизни каждого человека. Как мы умеем общаться, так мы формируем дружеские и профессиональные связи, окружаем себя определенным кругом людей, который формирует нас. И здесь роль школы нельзя переоценить. Самым главным критерием при выборе школы является психологический комфорт ребенка. Если его нет, то школу или форму образования можно смело менять.

Отвечая на наш вопрос, что такое хорошее образование, я бы использовала следующие слова:
Среда, люди, взаимодействия и процессы, развивающие в человеке желание познавать, копать глубже, творить и созидать.
И ключевую роль здесь, если мы говорим о школе, конечно, играет учитель. В начальных классах не важна школа, важен учитель. В старших- учителя. В нашей стране, к сожалению, образование является приоритетом больше на словах. Профессия не уважаема и не пристижна, туда идут люди, не сумевшие поступить еще куда-то.... В Европе, например, учителями становятся из "любви к искусству", так как учиться долго и тяжело, конкурс нереально высокий, а экзамены сдать очень непросто. Есть даже курсы годичные, помогающие готовиться непосредственно к этому экзамену, так как с первого раза сдать ох как непросто! Поэтому мотивация у наших и западных учителей несколько разная.
Что же получается? У нас, у родителей, есть определенное видение "хорошего образования" для своих детей, вложенное нам предыдущими поколениями и системой. А именно, "хорошая" , а лучше частная школа, где у ребенка будут пятерки по всем предметам. А поскольку частная школа за ваши деньги поставит любые оценки, а пятерки в обычных школах тоже непонятно какого разлива, то мы нанимаем 150 репетиторов чтобы ребенок на выходе сдал ЕГЭ. По этой же причине многие переходят на домашнее образование. Это к вопросу об уровне образования в России, который по российским рейтингам чуть ли не впереди планеты всей, что не соответствует оценкам независимых мировых рейтингов. А в середине 20 века, между прочим, Россия была на четвертом месте по уровню образования в мире. Так вот на выходе наш бедный несчастный ребенок целыми днями ходит по репетиторам и делает ненавистные уроки. А детство, переходный возраст со всеми вытекающими, первую любовь и нежелание вополощать наши амбиции, становясь отличниками, никто не отменял! .....или отменял?.... мы.....сами? Поэтому в одну эпоху мы имеем на выходе 13 миллионов безработных юристов, в другую- экономистов, а счастливых людей нет!
В конце концов, чего на самом деле мы хотим для наших детей? А хотим мы, чтобы наши дети были счастливы, верно? Чтобы нашли дело своей жизни, стали профессионалами и получали удовольствие от работы. Для этого необязательно проводить детство и юность, воплощая чье-то представление о счастье и хорошем образовании, что бы вы ни вкладывали в это понятие. Для этого их надо просто любить: без условий и претензий! Согласны?